г. Калуга |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А83-10550/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Егоровой С.Г. Платова Н.В. |
судей | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Матвеевым А.Г. |
при участии в заседании |
|
от истца: ООО "Керчьтранс"
от ответчика: Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи
от третьих лиц: Администрация города Керчи Республики Крым
Комиссия по обследованию фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий граждан |
Филонюк Э.В. (дов. от 01.11.2018),
Ковальчук Е.Ю. (дов. N 235 от 01.04.2019), Савченкова Ж.М. (дов. N 25/4.1-10/1276 от 26.03.2019),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу ООО "Керчьтранс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу N А83-10550/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Керчьтранс" (далее - ООО "Керчьтранс", Общество, истец, заявитель, ОГРН 1149102024202, ИНН 9111000891) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым (далее - Департамент, ответчик, ОГРН 1149102177377, ИНН 9111008996) о взыскании за счет средств бюджета возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за период март, апрель и май 2016 года в сумме 6453473,04 рублей.
Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 07.08.2018 и от 01.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Керчи Республики Крым; Комиссия по обследованию фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.11.2018 (судья Лагутина Н.М.) исковые требования удовлетворены частично: с Департамента в пользу истца за счет средств бюджета взыскано возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за период с марта по май 2016 года в сумме 1628999,76 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 (судьи Рыбина С.А., Ольшанская Н.А., Черткова И.В.) решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.11.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Керчьтранс" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией вышеуказанными судебными актами в части, истец обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в обжалуемой части.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что судами дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Также истец ссылается на необоснованность применения раздельного коэффициент по маршрутам, полагая, что применению подлежит единый среднегодовой коэффициент "1,83". Кроме того, заявитель указывает, что Протокол Комиссии по обследованию фактически перевезенных пассажиров и определению коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд от 04.07.2016 не был направлен в адрес ООО "Керчьтранс".
Истец обращает внимание на то, что Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 определение коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, по соответствующему маршруту не предусмотрено.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами,
На основании лицензии от 19.12.2014 N АСС-82-00017 ООО "Керчьтранс" является специализированным предприятием, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в том числе осуществляет перевозку пассажиров льготных категорий.
Муниципальным органом, осуществляющим компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в городе Керчи является Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым, который учрежден решением 10 сессии 1-го созыва городского совета от 11.12.2014 N 135-1/14 "Об учреждении Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым" и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым, утвержденного решением Керченского городского совета Республики Крым от 11.12.2014 N 135-1/14.
Как установлено судами, Департаментом в пределах его полномочий и на основании вышеуказанных нормативных актов в течение 2016 года осуществлялась компенсация ООО "Керчьтранс" недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в городе Керчи.
16.12.2015 Комиссией по обследованию фактически перевезенных пассажиров и определению коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд для возмещения юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду (далее - Комиссия) Протоколом N 13 утверждены коэффициенты соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, на 2016 год, который для истца составил "1,83".
27.01.2016 между ООО "Керчьтранс" и Департаментом заключено Соглашение N 4 о порядке и условиях предоставления субсидии юридическим лицам из бюджета Республики Крым на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров) выполнением работ, оказанием услуг (компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто, электро- и железнодорожном транспорте на 2016 год (далее - соглашение), предметом регулирования которого является определение порядка и условий предоставления Департаментом Обществу субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров) выполнением работ, оказанием услуг (компенсационные выплаты по льготном) проезду отдельных категорий граждан на авто электро- и железнодорожном транспорте на 2016 год.
Согласно пункту 1.2 соглашения стороны берут на себя обязательство по обеспечению перевозок льготных категорий граждан и возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки на основании действующих законодательных актов.
Пунктом 2.1.1 соглашения предусмотрено, что сумма возмещения на 2016 год составляла 36000000,00 рублей.
Дополнительным соглашением N 5 от 20.12.2016 первоначальная сумма возмещения на 2016 год была уменьшена до 6507995,28 рублей.
09.02.2016 Департаментом оплачен счет N 2 от 01.02.2016 на сумму 2634387,48 рублей, 16.03.2016 - счет N 3 от 01.03.2016 на сумму 2986475,16 рублей.
Судами установлено, что расчет возмещения недополученных доходов осуществлен ООО "Керчьтранс" с применением единого среднегодового коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд в размере "1,83".
Счета N 5 от 01.04.2016 в сумме 2260123,20 рублей (компенсация за март 2016 года), N 6/2 от 04.05.2016 в сумме 2038854,24 рублей (компенсация за апрель 2016 года), N 7/2 от 01.06.2016 в сумме 2154495,60 рублей (компенсация за май 2016 года) на общую сумму 6453473,04 рублей ответчиком не оплачены.
Письмами ООО "Керчьтранс" неоднократно обращалось к ответчику и в Администрацию города Керчи Республики Крым с требованием погасить указанную задолженность.
06.07.2016 письмом за исх. N 2997/21.01-2 ответчик сообщил, что Комиссией принято решение об установлении за период с марта по июнь 2016 года новых коэффициентов по каждому маршруту с перечислением маршрутов и коэффициентов.
Ссылаясь на уклонение ответчика от выполнения обязательства по возмещению компенсации в виде недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за период март, апрель и май 2016 года, ООО "Керчьтранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Республики Крым пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, взыскав с Департамента в пользу ООО "Керчьтранс" за счет средств бюджета недополученные доходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за период с марта по май 2016 года в сумме 1628999,76 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В обжалуемых судебных актах правильно отмечено, что возникшие между сторонами отношения регулируются Федеральным Законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35- ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 34-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым", Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду (Постановление N 575 в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 679 "Об утверждении Порядка использования и распределения межбюджетных трансфертов на социальную защиту за счет субвенций из бюджета Республики Крым местным бюджетам" и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 10.12.2014) установлено, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки (в том числе) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 Порядка возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Постановление N 575), перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан, в том числе с применением коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, который определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия).
Подпунктом 3.1 пункта 3 указанного Постановления N 575 определено, что в случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в связи с поручением заместителя Председателя Совета министров Республики Крым от 20.04.2016 N 1/01-33/1892 и проводимой внеплановой проверкой Службы финансового надзора Республики Крым ответчик приостановил выплаты по возмещению недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению.
Письмами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым от 03.06.2016 г. N 3.1-05/331, от 29.06.2016 г. N 282/201 6/05-1 6/10-1276 обусловлена необходимость применения методики расчета коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд по каждому маршруту и недопустимость применения среднего коэффициента, который ведет к перерасходу средств бюджета Республики Крым.
Как следует из материалов дела, 04.07.2016 на заседании Комиссии утверждены новые коэффициенты по соответствующим маршрутам за март - апрель 2016 года на основании положений подпункта 3 пункта 3.1 Постановления N 575, оформленные протоколом от 04.07.2016.
Решения комиссии по результатам обследования пассажиропотока, устанавливающие расчетные коэффициенты, являются актами, возможность обжалования которых предусмотрена главой 24 АПК РФ, поскольку они приняты органом, имеющим властные полномочия в указанной области, решения которого носят обязательный характер.
Судами установлено, что ООО "Керчьтранс" о решении Комиссии было неоднократно уведомлено Департаментом, решение Комиссии им в установленном законодательством порядке не обжаловалось, недействительным не признано.
Поскольку для Департамента решение Комиссии также является обязательным, суды пришли к правомерному выводу о том, что применение ответчиком при расчете средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан, утвержденных Комиссией коэффициентов, является обоснованным и удовлетворили иск в части взыскания возмещения в размере 1628999,76 рублей.
Довод заявителя о том, что Протокол Комиссии по обследованию фактически перевезенных пассажиров и определению коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд от 04.07.2016 не был направлен в адрес ООО "Керчьтранс" отклоняется судом кассационной инстанции на основании следующего.
Как установлено судами, письмом от 06.07.2016 N 02-15/13341 Управлением транспорта Администрации города Керчи Республики Крым доведены до сведения истца новые коэффициенты за март, апрель и май 2016 года.
Письмами от 06.07.2016 N 2997/21.01-2 и от 27.07.2016 N 3402/21.01-2 Департаментом также доведены до сведения истца новые коэффициенты с просьбой представления расчета средств, подлежащий компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан и соответственно счета на оплату по измененным коэффициентам за период с 01.03.2016 по 31.05.2016.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно указано, что содержание протокола от 04.07.2016 доведено до сведения истца указанными письмами, то есть надлежащим образом, однако истец решение Комиссии во внимание не принял и продолжал применять среднегодовой коэффициент, который утратил силу с момента утверждения новых коэффициентов.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-5170/2016 от 23.05.2017 обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках указанного дела рассматривались правоотношения Департамента и Службы финансового надзора Республики Крым, возникшие в период с 01.01.2015 по 01.03.2016, в то время как в данном деле предметом рассмотрения являются правоотношения сторон в период с 01.03.2016 по момент окончания срока действия Соглашения, в котором Комиссией принято решение об установлении новых коэффициентов.
Иные доводы кассационной жалобы проверены кассационным судом и оставлены без удовлетворения как неподтвержденные материалами дела и основанные на неправильном толковании норм материального права. Данные доводы были известны судам первой и апелляционной инстанций, исследовались и им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой, представленных в дело доказательств, данной судами первой и апелляционной инстанций, в силу ст. 286 АПК РФ не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу N А83-10550/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.