г.Калуга |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А36-4465/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области -
Овчинникова О.С., представитель по доверенности от 02.04.2019 N 60;
от Акционерного общества "Липецк-Лада" - Сиденко А.С., генеральный директор; Беляева Т.Н., представитель по доверенности от 01.08.2019; Акашева О.П., представитель по доверенности от 03.09.2019; Полякова Ю.А., представитель по доверенности от 24.01.2019;
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка - не явились, извещены надлежаще;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области - не явились, извещены надлежаще;
от Инспекции государственного строительного надзора Липецкой области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.08.2018 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А36-4465/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецк-Лада" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения от 07.04.2017 N 1052-з об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60, расположенного по ул. Московская, влад. 34 А в Советском округе города Липецка, площадью 13 419 кв. м, а также об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.
Заявление судом принято к производству и рассматривалось в рамках арбитражного дела N А36-4465/2017.
В процессе рассмотрения настоящего дела Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о признании принадлежащих АО "Липецк-Лада" на праве собственности торговых павильонов 1,2,3,4,5,6, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Московская, д. 34 А, самовольными постройками и сносе данных строений.
Исковое заявление судом принято к производству и рассматривалось в рамках арбитражного дела N А36-6264/2017.
Определением арбитражного суда от 26.06.2017 вышеназванные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А36-4465/2017.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019, заявленные требования АО "Липецк-Лада" удовлетворены, решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 07.04.2017 N 1052-з об отказе в предоставлении земельного участка признано недействительным, на заинтересованное лицо судом возложена обязанность предоставить акционерному обществу "Липецк-Лада" в собственность земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:60 площадью 13419 кв.м, расположенный по улице Московская, влад. 34А в Советском округе города Липецка, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, направив в адрес общества соответствующий проект договора купли-продажи.
Этим же судебным актом в удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по настоящему делу подлежат отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главы администрации города Липецка от 15.08.1995 N 789-р "Об открытии авторынка на территории платной автостоянки АО "Липецклада" с 15.08.1995 разрешена ежедневная работа авторынка, открытого на территории платной автостоянки в районе Липецкого государственного технического университета.
Между МУ "Земельные ресурсы города Липецка" и АО "Липецк-Лада" был заключен договор аренды земельного участка от 22.06.2006 N 392-06-Ю, в соответствии с которым на период с 09.06.2006 по 14.06.2011 обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:0007 площадью 26 085 кв.м, относящийся к категории земель поселений, в целях использования под авторынок
На основании постановления главы города Липецка от 23.08.2007 N 3355 "О разделе земельного участка в районе Елецкого шоссе в Советском округе г. Липецка и предоставлении земельного участка ОАО "Липецк-Лада" был заключен новый договор аренды земельного участка от 07.09.2007 N 659-07-Ю, предметом которого являлся земельный участком с кадастровым номером 48:20:0010601:0060 площадью 13 419 кв. м, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Московская, владение 34 А, Советский округ, занимаемый авторынком.
На основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25.05.2011 N 1099 "О заключении договора аренды земельного участка по ул. Московской, владение 34А на новый срок" сторонами был заключен договор аренды земельного участка от 25.05.2011 N 472/11-Ю, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:60 площадью 13 419 кв.м. Срок действия данного договора определен с 15.06.2011 по 14.06.2016.
Письмом от 14.08.2008 за N 846-11 Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (арендодатель) выразило согласие на строительство АО "Липецк-Лада" зданий многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей, газовой котельной на арендуемом обществом земельном участке с кадастровым номером 48:20:0010601:60 при условии соблюдения всех градостроительных норм и получения необходимых согласований и разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На объект капитального строительства: "Здания многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей по ул. Московской в Советском округе г. Липецка (II-й этап строительства)" ОГУ "Управление государственной экспертизы Липецкой области" утверждено "Положительное заключение государственной экспертизы" от 17.07.2008 N 48-1-4-0244-08.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецка 20.08.2008 утвержден Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60 для возведения объекта: "Здания многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей (взамен градостроительного плана земельного участка N RU 48320000-00000000452-2007)", в котором в качестве объекта капитального строительства указаны: "Пункт техобслуживания автомобилей" N 1, "Придорожное кафе" N 2, "Торговые павильоны" N 3-8.
Управлением градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка акционерному обществу "Липецк-Лада" выданы разрешения на строительство: от 01.10.2008 N RU48320000-216 на строительство зданий многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей в районе Елецкого шоссе (общая площадь NN 1,2-321 кв. м, строительный объем корпусов NN 1,2-2375,4 куб. м, общая площадь торговых рядов - 3520 кв. м, строительный объем торговых рядов - 12320 куб. м, площадь земельного участка - 13 419 кв. м) по адресу: г. Липецк, ул. Московская, вл. 34А, срок действия до 01.04.2010; от 11.09.2009 N RU48320000-151 на строительство зданий многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей в районе Елецкого шоссе (общая площадь NN 1,2-321 кв. м, строительный объем корпусов NN 1,2-2375,4 куб. м, общая площадь торговых рядов - 3520 кв. м, строительный объем торговых рядов - 12320 куб. м, площадь земельного участка - 13 419 кв. м) по адресу: г. Липецк, ул. Московская, вл. 34А, срок действия разрешения был продлен до 01.12.2012.
Вышеперечисленная разрешительная документация послужила основанием для строительства обществом на земельном участке с кадастровым номером 48:20:010601:60 шести торговых павильонов.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.02.2009 N RU48320000-19 АО "Липецк-Лада" введены в эксплуатацию торговые павильоны N 1, N 2, N 3 и на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.06.2012 N RU48320000-63 - торговые павильоны N 4, N 5, N 6, на которые зарегистрировано право собственности общества.
Для продления срока действия договора аренды от 25.06.2016 N 472/11-Ю земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60 на 5 лет АО "Липецк-Лада" обращалось в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области 29.01.2016 и 20.10.2016 с соответствующими заявлениями.
Не получив ответа на указанные обращения, АО "Липецк-Лада" обратилось в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением от 01.03.2017 N 76 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность по основаниям нахождения на данном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности.
Решением от 07.04.2017 за N 1052-з уполномоченным органом отказано в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Признавая указанный акт незаконным, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 48:20:0010601:60 шести торговых павильонов, принадлежащих АО "Липецк-Лада" на праве собственности, порождает исключительное право последнего на приобретение данного земельного участка в собственность.
Выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:60 предоставлялся АО "Липецк-Лада" для размещения и эксплуатации существующего авторынка.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее- Закон N 271-ФЗ) розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Как следует из материалов дела, АО "Липецк-Лада" не имеет статуса управляющей рынком компании.
Право собственности общества на имущественный комплекс рынка, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров, не зарегистрировано.
Земельный участок с кадастровым номером 48:20:010601:60 не формировался и не предоставлялся АО "Липецк-Лада" для целей строительства шести торговых павильонов, принадлежащих обществу на праве собственности. Право собственности на указанные торговые павильоны зарегистрировано как на отдельные объекты недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статье 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как следует из материалов дела, земельный участок, необходимый для размещения и эксплуатации принадлежащих АО "Липецк-Лада" на праве собственности шести торговых павильонов, в установленном законом порядке не формировался и на кадастровый учет поставлен не был.
При этом процедура, предусмотренная статьей 39.14 ЗК РФ, проведение которой необходимо для целей предоставления земельного участка в собственность, АО "Липецк-Лада" не осуществлялась и соответствующие документы заявителем в уполномоченный орган не представлялись.
Правовые основания для предоставления обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60 площадью 13 419 кв.м отсутствовали, так как данный земельный участок был сформирован для целей размещения авторынка, а не для размещения шести торговых павильонов. При этом указанные торговые объекты относятся к отдельно взятым объектам недвижимого имущества и не являются имущественным комплексом рынка.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает, что для целей выкупа земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации шести торговых павильонов, данный земельный участок подлежал формированию в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении АО "Липецк-Лада" в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60 не нарушает прав и законных интересов общества, так как последним не подтверждено наличие исключительного права на приобретение данного земельного участка в собственность для целей размещения и эксплуатации принадлежащих юридическому лицу шести торговых павильонов.
При этом основания отказа в предоставлении обществу спорного земельного участка, изложенные в оспариваемом решении, правового значения по делу не имеют.
Кроме того, суд кассационной инстанции также учитывает и то, что на дату возникновения спорных правоотношений срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60, предоставленного для размещения авторынка, истек, и в связи с наличием возражения со стороны арендодателя на дальнейшее владение и пользование обществом данным земельным участком, арендные отношения между сторонами прекратились.
Вышеизложенные обстоятельства служили основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения органа государственной власти об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, а поэтому состоявшиеся по настоящему делу решение Арбитражного суда Липецкой области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, которыми удовлетворены требования АО "Липецк-Лада" в этой части, подлежат отмене.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании шести торговых павильонов, принадлежащих АО "Липецк-Лада", самовольными постройками и сносе данных строений, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из наличия у общества исключительного права на выкуп земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60, а также из фактов выдачи разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию данных объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда в этой части не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение по делу.
В частности, в соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как указано выше, Управлением градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка акционерному обществу "Липецк-Лада" выданы следующие разрешения на строительство: от 01.10.2008 N RU48320000-216 на строительство зданий многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей в районе Елецкого шоссе (общая площадь NN 1,2-321 кв. м, строительный объем корпусов NN 1,2-2375,4 куб. м, общая площадь торговых рядов - 3520 кв. м, строительный объем торговых рядов - 12320 куб. м, площадь земельного участка - 13419 кв. м) по адресу: г. Липецк, ул. Московская, вл. 34А; срок действия до 01.04.2010; от 11.09.2009 N RU48320000-151 на строительство зданий многофункционального комплекса по обслуживанию и продаже автомобилей и автозапчастей в районе Елецкого шоссе (общая площадь NN 1,2-321 кв. м, строительный объем корпусов NN 1,2-2375,4 куб. м, общая площадь торговых рядов - 3520 кв. м, строительный объем торговых рядов - 12320 куб. м, площадь земельного участка - 13 419 кв. м) по адресу: г. Липецк, ул. Московская, вл. 34А, срок действия разрешения был продлен до 01.12.2012.
На основании разрешений Управления градостроительного контроля департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка также на ввод объектов в эксплуатацию от 16.02.2009 N RU48320000-19 и от 01.06.2012 N RU48320000-63 в эксплуатацию введены шесть торговых павильонов, возведенных обществом.
Как следует из материалов дела, вышеперечисленным разрешительным документам правовая оценка на предмет их соответствия градостроительному и земельному законодательству арбитражным судом не дана, а констатирован лишь факт их принятия.
Кроме того, судом не исследованы и не дана оценка обстоятельствам на предмет соответствия построенных спорных объектов недвижимости разрешениям на строительство и проектной документации.
Изложенные обстоятельства служат основанием для отмены обжалуемых судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и направления дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктами 2, 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А36-4465/2017 в части удовлетворения заявления акционерного общества "Липецк-Лада" о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 07.04.2017 N 1052-з об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60, расположенного по ул. Московская, влад. 34 А в Советском округе города Липецка, площадью 13419 кв. м, отменить.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Липецк-Лада" о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 07.04.2017 N 1052-з об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 48:20:0010601:60, расположенного по ул. Московская, влад. 34 А в Советском округе города Липецка, площадью 13419 кв. м, отказать.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А36-4465/2017 в части отказа в удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании торговых павильонов N 1, 2, 3, 4, 5, 6, принадлежащих акционерному обществу "Липецк-Лада" на праве собственности, самовольными постройками, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности АО "Липецк-Лада" на указанные объекты, отменить. Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.