г. Калуга |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А09-1213/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ Ломбард" (ОГРН 1173256001423, ИНН 3257050432, ул. Кромская, д. 101, пом. 5, г. Брянск, 241013) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице отделения по Брянской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, ул. Неглинная, д. 12, г. Москва, 107016; ул.Горького, д.34, г.Брянск, 241050) - Покотило А.В. - представителя по доверенности от 29.01.2019 N 32 АБ 1532871, диплом от 27.06.2002 N ИВС 0375258,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ Ломбард" на решение Арбитражного суда Брянской области от 05 апреля 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2019 года по делу N А09-1213/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГОСТ Ломбард" (далее - ООО "ГОСТ Ломбард", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2019 N 18-22861/3110-1 отделения по Брянской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - административный орган) о привлечении Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.06.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения, постановления суда, как не соответствующих требованиям закона, и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления со ссылкой на то, что вина Общества в неисполнении предписания административного органа отсутствовала, в связи чем оснований для привлечения Общества к административной ответственности за его неисполнение не имелось.
Отделение по Брянской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель административного органа просил оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Общество было извещено судом о месте и времени судебного заседания. В силу части 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В силу части 4 статьи 61 АПК РФ иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности. В судебное заседание не явились представители от Общества, отвечающие требованиям части 3 статьи 59 АПК РФ и имеющие на момент проведения судебного заседания документы о высшем юридическом образовании либо об ученой степени по юридической специальности, которые бы подтверждали право на выступление в арбитражном суде.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменных возражений на жалобу, выслушав объяснения участника процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной проверки деятельности ООО "ГОСТ Ломбард" административным органом было выявлено в числе прочих нарушений законодательства нарушение со стороны Общества требований пункта 18 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", выразившееся в неверном заполнении Обществом показателя "Дата применения мер по замораживанию (блокированию)" формализованного электронного сообщения (ФЭС), содержащего сведения в отношении клиента Общества, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму от 06.02.2018 N 247ПЭ.
Административным органом выдано предписание от 27.11.2018 N Т115-5-31/6962, которым на Общество возложена обязанность устранить нарушение требований пункта 18 Указания Банка России N 3484-У. Предписанием предусмотрено, что отчет о его исполнении с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений (в том числе ФЭС и квитанции о принятии ФЭС уполномоченным органом), Общество должно направить в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем получения этого предписания, в электронном виде через личный кабинет участника финансового рынка на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием ссылки на исходящий номер выданного предписания.
Судами установлено, что в установленный срок, то есть до 12.12.2018 включительно, предписание от 27.11.2018 N Т115-5-31/6962 Обществом не исполнено.
В связи с неисполнением названного предписания в установленный срок в отношении Общества 27.12.2018 был составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-15-ЮЛ-18-22861/1020-1 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ. По постановлению административного органа от 22.01.2019 N 18-22861/3110-1 ООО "ГОСТ Ломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
Суды первой и апелляционной инстанции по делу исходили из того, что вышеуказанное предписание было выдано компетентным лицом по предмету ведения; в действиях Общества имеется состав вмененного административного правонарушения, а нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые бы могли повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа, не допущены.
Арбитражный суд Центрального округа соглашается с выводами судов, исходя из следующего.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) предусмотрено, что в функции Банка России входит осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций (НФО) в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 18 статьи 76.1 Закона N 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с данным законом признаются ломбарды.
Статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ предусмотрено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что в целях данного закона ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Из положений статьи 7 Закона N 115-ФЗ следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны, в том числе применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, то есть не осуществлять операции с денежными средствами или имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц должны сообщаться в уполномоченный орган. Таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), положение о которой утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808.
В рамках рассматриваемых правоотношений порядок предоставления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", регулировался Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 15.12.2014 N 3484-У. Этот нормативный правовой акт предусматривал, что соответствующие сведения и информация представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации; по результатам контроля уполномоченным органом каждого ФЭС НФО не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уполномоченным органом ФЭС, получает квитанцию, содержащую подтверждение принятия уполномоченным органом ФЭС, или квитанцию, содержащую подтверждение непринятия уполномоченным органом ФЭС, которая размещается в личном кабинете (пункты 8,9).
Оспаривая в суде постановление о привлечении к административной ответственности от 22.01.2019 N 18-22861/3110-1, Общество ссылалось на отсутствие вины в неисполнении предписания, указывая, что из-за технической неисправности не имело возможности 12.12.2018 (то есть в последний день срока, отведенного на исполнение требований предписания), направить ФЭС через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из содержания вышеприведенных положений Указания Центрального Банка Российской Федерации N 3484-У, ими допускается двухдневный срок для целей направления НФО ФЭС и получения НФО квитанции о принятии (либо непринятии) ФЭС уполномоченным органом.
При рассмотрении дела установлено, что в данном случае Общество для исполнения требований предписания об устранении нарушения требований пункта 18 Указания Центрального Банка Российской Федерации N 3484-У должно было выполнить действия, которые не могут совершаться одновременно: направить ФЭС в уполномоченный орган, получить квитанцию о принятии ФЭС уполномоченным органом, направить сведения об исполнении предписания с подтверждающими документами в адрес выдавшего его административного органа.
Суды первой и второй инстанции правильно с учетом установленных по делу обстоятельств и применимых нормативных положений исходили из того, что совершение таких действий в последний день срока для исполнения предписания не может свидетельствовать о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.
Суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Круг обстоятельств, имеющих значения для разрешения дела, судами установлен правильно. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы не опровергают выводы судов и по существу направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05 апреля 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2019 года по делу N А09-1213/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Власов |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из содержания вышеприведенных положений Указания Центрального Банка Российской Федерации N 3484-У, ими допускается двухдневный срок для целей направления НФО ФЭС и получения НФО квитанции о принятии (либо непринятии) ФЭС уполномоченным органом.
При рассмотрении дела установлено, что в данном случае Общество для исполнения требований предписания об устранении нарушения требований пункта 18 Указания Центрального Банка Российской Федерации N 3484-У должно было выполнить действия, которые не могут совершаться одновременно: направить ФЭС в уполномоченный орган, получить квитанцию о принятии ФЭС уполномоченным органом, направить сведения об исполнении предписания с подтверждающими документами в адрес выдавшего его административного органа.
...
Суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2019 г. N Ф10-4679/19 по делу N А09-1213/2019