г.Калуга |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А09-4402/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Р.Г.Калуцких Н.Н.Николаевой |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Навлинские продукты" - Дядык Р.А., представитель по доверенности от 01.10.2019;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навлинские продукты" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А09-4402/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Навлинские продукты" (далее - ООО "Навлинские продукты", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Брянской области, управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2019 N 144 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, ООО "Навлинские продукты" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление Роспотребнадзора по Брянской области 26.02.2019 поступили экстренные извещения от 25.02.2019 N 3, 4, 5, 6 о случаях острой кишечной инфекции, возникшей у детей, посещающих МБДОУ Комаричский детский сад N2, расположенный по адресу: р.п. Комаричи, ул. Кирова, д.42А Брянской области.
В рамках санитарно-эпидемиологического расследования, проводимого в целях установления причин возникновения случаев острой кишечной инфекции неустановленной этиологии в МБДОУ Комаричский детский сад N 2, установлено, что поставщиком молочной продукции в МБДОУ является ИП Криваков А.Е., производителем молока и творога является ООО "Навлинские продукты" (Брянская обл., Навлинский район, п. Навля, ул. Советская, д. 38).
В ходе проведения проверки произведен отбор образца молока питьевого пастеризованного "Российского" м. ж.д. 3,2% с датой выработки 25.02.2019 изготовителя ООО "Навлинские продукты", образца творога м.д.ж. 18% с датой выработки 25.02.2019 изготовителя ООО "Навлинские продукты" на пищеблоке детского сада N 2 Комаричского района (Брянская область, р.п. Комаричи, ул. Кирова, д. 42 А).
В результате проведенных исследований отобранных образцов выявлена пищевая продукция, не отвечающая требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", а именно: образец молока питьевого пастеризованного "Российского" м. ж.д. 3,2% с датой выработки 25.02.2019 изготовителя ООО "Навлинские продукты", отобранный на пищеблоке МБДОУ "Комаричский детский сад N 2" (Брянская область, р.п. Комаричи, ул. Кирова, д. 42 А), не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" по микробиологическим показателям - приложение 8 (по содержанию БГКП), что подтверждается экспертным заключением N 1-ГДП-578пр от 01.03.2019, протоколом лабораторных исследований N 3197пп-2-Г/02.19 от 01.03.2019; образец творога м.д.ж. 18% с датой выработки 25.02.2019 изготовителя ООО "Навлинские продукты", отобранный на пищеблоке МБДОУ "Комаричский детский сад N 2" (Брянская область, р.п. Комаричи, ул. Кирова, д. 42 А), не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" по микробиологическим показателям - приложение 8 (по содержанию дрожжей), что подтверждается экспертным заключением N 1-ГДП-592пр от 04.03.2019, протоколом лабораторных исследований N 3196пп-2-Г/02.19 от 04.03.2019.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2019 N 82.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 03.04.2019 N 144 ООО "Навлинские продукты" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ).
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), связанных с несоблюдением технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к производству либо выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом указанного правонарушения является, в том числе производитель продукции.
В целях защиты жизни и (или) здоровья человека Комиссией таможенного союза утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Как следует из материалов дела, обществу вменяются в вину нарушения ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Статьей 10 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Технический регламент ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Исходя из пункта 33 ТР ТС 033/2013, уровни содержания микроорганизмов в молочной продукции не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 8 к настоящему техническому регламенту.
Как следует из материалов дела, в Комаричском детском саде N 2 потреблялась молочная продукция производства ООО "Навлинские продукты", в том числе и в период возникновения у детей острой кишечной инфекции.
По результатам лабораторного исследования данной продукции было установлено, что молоко питьевое пастеризованное "Российское" м. ж.д. 3,2% с датой выработки 25.02.2019 изготовитель ООО "Навлинские продукты" не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" по микробиологическим показателям - приложение 8 (по содержанию БГКП); творог м.д.ж. 18% с датой выработки 25.02.2019 изготовитель ООО "Навлинские продукты" не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" по микробиологическим показателям - приложение 8 (по содержанию дрожжей).
Давая правовую оценку указанному экспертному заключению и другим обстоятельствам спора, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что несоответствие молочной продукции техническим регламентам вызвано нарушениями, допущенными при производстве данной продукции.
Выводы арбитражного суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в кассационном порядке.
Допущенные обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, ввиду чего данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается, что свидетельствует о противоправности его действий, образующих объективную сторону административного правонарушения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выявленные несоответствия молочной продукции техническим регламентам могли быть следствием несоблюдения правил перевозки и хранения данной продукции являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. По результатам исследования и оценки обстоятельств, связанных с перевозкой и хранением молочной продукции, каких-либо нарушений в этой части установлено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда в этой части, так как при доставке молочной продукции в детский сад производились отборы образцов молока и творога и сведения о которых занесены в бракеражный журнал МБДОУ.
Указанные сведения не свидетельствуют о нарушениях, допущенных при перевозке и хранении молочной продукции.
Учитывая изложенное, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что изготовителем продукции нарушены требования технических регламентов о безопасности молочной продукции на стадии производства данной продукции основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в кассационном порядке.
За совершение вышеуказанного правонарушения мера наказания ООО "Навлинские продукты" определена административным органом в пределах санкции закона, устанавливающего административную ответственность за данное правонарушение.
При этом также учитывались характер допущенного административного правонарушения и степень общественной опасности данного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Навлинские продукты" о признании незаконным постановления административного органа от 03.04.2019 N 144 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А09-4402/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Р.Г.Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 33 ТР ТС 033/2013, уровни содержания микроорганизмов в молочной продукции не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 8 к настоящему техническому регламенту.
...
Допущенные обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, ввиду чего данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
За совершение вышеуказанного правонарушения мера наказания ООО "Навлинские продукты" определена административным органом в пределах санкции закона, устанавливающего административную ответственность за данное правонарушение.
При этом также учитывались характер допущенного административного правонарушения и степень общественной опасности данного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Навлинские продукты" о признании незаконным постановления административного органа от 03.04.2019 N 144 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2019 г. N Ф10-4688/19 по делу N А09-4402/2019