г.Калуга |
|
8 октября 2019 г. |
Дело N А83-2673/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 07.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Власова Е.В. Ключниковой Н.В. |
от заявителя: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Киевская, д.125, корп.Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились;
от заинтересованного лица: индивидуального предпринимателя Черниковой Ю.А. (295034, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Лермонтова, д.17, кв.43, ОГРНИП 314910234405066, ИНН 910200371282) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А83-2673/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Черниковой Юлии Александровны (далее - предприниматель) финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1500 рублей.
Решением суда от 20.06.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 06.05.2016 предприниматель представила в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за апрель 2016 года по форме СЗВ-М (исх.).
Самостоятельно выявив в дальнейшем факт непредставления сведений за апрель 2016 года на 3-х застрахованных лиц, 22.06.2018 предприниматель представила в пенсионный фонд дополнительно сведения по форме СЗВ-М (дополняющая).
В связи с представлением сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) пенсионный фонд провел проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой 04.07.2018 оформил акт N 091S18180011128 о выявлении правонарушения в виде несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении 3 застрахованных лиц, на основании которого 13.08.2018 принял решение N 091S19180013358 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1500 руб.
На основании решения от 13.08.2018 N 091S19180013358 пенсионный фонд выставил в адрес предпринимателя требование от 06.09.2018 N 091S01180019777 об уплате финансовых санкций в размере 1500 руб. в срок до 01.10.2018, неисполнение которого явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не усмотрев оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции отказал пенсионному фонду в удовлетворении его заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 названного Закона предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Суд установил, что предприниматель самостоятельно выявил недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за апрель 2016 г. и представил дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 39 названной Инструкции финансовые санкции не применяются при условии, что страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц и представил уточненные (исправленные) сведения о данных застрахованных лицах за отчетный период, а в рассматриваемом случае предприниматель представил дополняющую форму в отношении иных застрахованных лиц, сведения о которых ранее не представлялись, не заслуживает внимания.
Как указано выше, законом страхователю предоставлено право дополнять переданные им сведения персонифицированного учета.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичный подход высказан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 05.09.2018 по делу N 303-КГ18-5702.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал пенсионному фонду в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А83-2673/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 15 названного Закона предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Суд установил, что предприниматель самостоятельно выявил недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за апрель 2016 г. и представил дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
...
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2019 г. N Ф10-4828/19 по делу N А83-2673/2019