г.Калуга |
|
7 октября 2019 г. |
Дело N А84-2992/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Егоровой С.Г., Толкачевой И.Ю., |
|
|
при ведении протокола помощником судьи: |
Жаркиной М.А., |
при участии в судебном заседании: |
|
от ООО "УК "Центр": |
представителя Сероштан Н.М. по доверенности от 09.01.2019, |
от ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России": |
представителя Юрчук Е.И. по доверенности от 10.10.2018, |
от третьего лица: |
представителя Журавского К.В. по доверенности от 05.12.2018, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2018 (судья Погребняк А.С.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 (судьи Зарубин А.В., Баукина Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А84-2992/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ОГРН 11892040000457, ИНН 92045668260; далее - ООО "УК "Центр") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН 1159204011339, ИНН 9204550915; далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России") о взыскании 505 371 руб. 66 коп. задолженности по внесению платы за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.07.2015 по 30.06.2018, 129 314 руб. 90 коп. пени за период с 01.10.2015 по 01.11.2018 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Указывает на отсутствие доказательств оказания истцом в спорный период услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представитель истца, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 N 89-РП "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя" определены зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя до заключения договоров управления по результатам проведения Правительством Севастополя открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами собственниками помещений, в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы либо до даты реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своего права на выбор способа управления многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 3 распоряжения, последнее вступает в силу 01.03.2015.
Согласно приложению N 4 к вышеуказанному распоряжению в зону обслуживания ГУПС "УК "Центр" включен многоквартирный дом N 7 по пр-ту Нахимова в г. Севастополь.
26.01.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - ООО "УК "Центр".
Судами установлено, что собственником нежилых помещений здания по ГП N 1 (морская библиотека) общей площадью 1601,0 кв.м военного городка N 254, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр-т Нахимова, 7, является Российская Федерация. Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.09.2017.
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность" Нежилые помещения здания по ГП N 1 (морская библиотека) общей площадью 1601,0 кв.м военного городка N 254, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр-т Нахимова, 7, включенные в Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации, было передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" по акту приема-передачи от 25.03.2015.
Согласно расчету истца за период с 01.07.2015 по 30.06.2018 у ответчика образовалась задолженность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в общем размере 505 371 руб. 66 коп.
Отсутствие со стороны ответчика исполнения обязательств по внесению платежей, связанных с участием в расходах по содержанию общего имущества указанного многоквартирного жилого дома, послужило основанием для обращения ГУПС "УК "Центр" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 249, 290, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 39, 153, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и исходили из наличия у ответчика как собственника нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязанности нести расходы по содержанию спорного имущества и расходы по содержанию общего имущества дома.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил N 491.
Таким образом, в силу прямого указания закона на собственнике помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество, а также по оплате коммунальных услуг.
Отсутствие договорных отношений между управляющей организацией и собственником на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах не освобождает последнего от обязанности нести соответствующие расходы, производить управляющей организации оплату работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общедомового имущества.
Такой вывод соответствует правовой позиции, сформированной в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Поскольку расходы управляющей организации на содержание и ремонт общего имущества дома и общедомовые нужды заявителем, как собственником помещения, не оплачены, учитывая отсутствие между сторонами договорных отношений, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания 505 371 руб. 66 коп. задолженности за период с 01.07.2015 по 30.06.2017.
Доказательств тому, что в названный период истцом услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества не оказывались или оказывались некачественно, ответчиком не представлено, таких обстоятельств судами не установлено.
Расчет суммы задолженности проверен судами и признан правильным.
Довод ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" о самостоятельном несении расходов на содержание собственного помещения не имеет правового значения, так как не влияет на его обязанность участвовать в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
При этом, те действия, которые совершались ответчиком в отношении спорного объекта самостоятельно, не являются идентичными тем действиям (услугам), которые выполняет истец.
Суды обоснованно исходили из того, что обстоятельства выполнения истцом работ по содержанию многоквартирного дома, их объем и стоимость не требуют дополнительного доказывания со стороны истца, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку истец просит взыскать с ответчика не убытки в виде произведенных им расходов на содержание и ремонт помещений непосредственно для ответчика, а плату за содержание и ремонт общего имущества дома, которую ответчик как собственник помещений в многоквартирных домах обязан уплачивать на основании статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
Учитывая допущенную ответчиком просрочку исполнения обязательства по оплате расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, суды, определив период просрочки и проверив расчет управляющей организации, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, удовлетворили требования истца о взыскании с заявителя неустойки за период с 01.10.2015 по 01.11.2018 в сумме 129 314 руб. 90 коп.
Довод ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" о том, что оно не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, был предметом исследования судов и получил надлежащую правовую оценку.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
05.03.2015 на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р было создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, которое является территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
С учетом приведенных норм суды обоснованно признали ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России" надлежащим ответчиком.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А84-2992/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая допущенную ответчиком просрочку исполнения обязательства по оплате расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, суды, определив период просрочки и проверив расчет управляющей организации, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, удовлетворили требования истца о взыскании с заявителя неустойки за период с 01.10.2015 по 01.11.2018 в сумме 129 314 руб. 90 коп.
...
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
05.03.2015 на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р было создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, которое является территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 2019 г. N Ф10-4187/19 по делу N А84-2992/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4187/19
01.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-190/19
05.06.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-190/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2992/18