г.Калуга |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А08-9527/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сорокиной И.В. |
Судей |
Леоновой Л.В. |
|
Циплякова В.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство"
от ответчика Ассоциации "Саморегулируемая организация "Международное строительное объединение"
от третьих лиц Федеральной службы по финансовому мониторингу
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу |
- Леванов Сергей Алексеевич - представитель (доверенность от 26.04.2019 сроком до 21.04.2023);
- представитель не явился, извещен надлежаще;
- представитель не явился, извещен надлежаще;
- представитель не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации "Саморегулируемая организация "Международное строительное объединение", г. Белгород, на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2019, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А08-9527/2018,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", г. Москва (ОГРН 1097799041482, ИНН 7710478130), обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к Ассоциации "Саморегулируемая организация "Международное строительное объединение", г. Белгород (ОГРН 1127800002142, ИНН 7814290421), об обязании передать 1 791 дело членов Ассоциации "СРО "МСО", а также лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, согласно перечню членов саморегулируемой организации, предоставленному 18.01.2018 в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; о взыскании с целью зачисления на специальный банковский счет средств компенсационного фонда в размере 525 601 331 руб. 63 коп.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по финансовому мониторингу и Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2019 (судья Киреев В.Н.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 (судьи Маховая Е.В., Орехова Т.И., Серегина Л.А.), исковые требования удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность передать истцу 1 734 дела членов Ассоциации "СРО "МСО", а также лиц, членство которых в Ассоциации "СРО "МСО" прекращено по состоянию на 22.01.2018, согласно перечню членов саморегулируемой организации, предоставленному Ассоциации "СРО "МСО" 18.01.2018 в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, за исключением членов саморегулируемой организации, прекративших членство по состоянию на 25.11.2014; с ответчика взысканы средства компенсационного фонда в размере 525 601 331 руб. 63 коп. посредством зачисления на специальный банковский счет истца, открытый в акционерном обществе "Альфа-Банк". В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов в части взыскания средств компенсационного фонда в размере 525 601 331 руб. 63 коп. фактическим обстоятельствам дела, Ассоциация "СРО "МСО" обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты в указанной части отменить либо изменить и возложить на ответчика обязанность перевести указанные денежные средства на специальный счет истца, открытый в акционерном обществе "Альфа-Банк".
В судебном заседании представитель истца в своем выступлении указал на несостоятельность доводов кассационной жалобы, в связи с чем просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Ответчик и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ответчик являлся саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с 20.06.2012.
На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.01.2018 N СП-10 из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства исключены сведения об Ассоциации "СРО "МСО", в связи с чем у ответчика возникла обязанность по передаче Ассоциации "Национальное объединение строителей" дел членов Ассоциации "СРО "МСО", а также по перечислению средств компенсационного фонда (фондов) на специальный банковский счет истца.
Во исполнение возложенной обязанности 18.01.2018 ответчик представил истцу в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, сведения о 1 791 члене саморегулируемой организации (из них 302 действующих и 1 489 исключенных) для внесения в единый реестр членов саморегулируемых организаций. В указанных сведениях содержалась информация о сумме взносов в компенсационный фонд, внесенных этими 1 791 членами саморегулируемой организации, в общем размере 591 200 000 руб.
Письмом от 26.01.2018 N 04-02/1-470/18 истец предъявил к ответчику требование, в том числе, о перечислении средств компенсационного фонда ответчика на специальный банковский счет истца.
Платежными поручениями от 08.02.2018 N N 000001 и 000002, от 31.01.2018 NN 035944 и 033004 ответчиком переведено на специальный счет истца 65 598 668 руб. из средств компенсационных фондов.
Указывая на ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по передаче дел членов Ассоциации "СРО "МСО и перечислению средств компенсационного фонда (фондов) на специальный банковский счет истца в общем размере 525 601 331 руб. 63 коп., Ассоциация "Национальное объединение строителей" обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В силу положений частей 14 и 15 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения СРО, членом которого являлась такая СРО, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности СРО по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 указанного Кодекса. Национальное объединение СРО обязано разместить средства компенсационных фондов СРО, указанные в части 14 указанной статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16.1 Кодекса.
Из ч. 17 ст. 55.16 ГрК РФ следует, что порядок взаимодействия Национального объединения СРО и СРО в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 указанной статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно ч. 6 ст. 55.16.1 ГрК РФ права на средства компенсационных фондов СРО, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов. При исключении СРО из государственного реестра СРО права на средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств переходят к Национальному объединению СРО, членом которого являлась такая СРО. В этом случае кредитная организация по требованию такого Национального объединения СРО, направленному в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, переводит средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) такой некоммерческой организации на специальный банковский счет (счета) такого Национального объединения СРО.
Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр утвержден Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В силу п. 5 Порядка N 643/пр саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счет.
Между тем, несмотря на исключение сведений об Ассоциации "СРО "МСО" из государственного реестра саморегулируемых организаций, ответчиком не была исполнена обязанность по перечислению средств компенсационного фонда (фондов) на специальный банковский счет истца, что самим ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Как было указано выше, на специальный банковский счет истца поступила лишь часть средств компенсационных фондов в размере 65 598 668 руб., перечисленных на основании соответствующих платежных поручений, в связи с чем на стороне Ассоциации "СРО "МСО" сохранилось обязательство по перечислению на специальный счет истца средств компенсационного фонда в общем размере 525 601 331 руб. 63 коп.
Руководствуясь изложенными обстоятельствами, суды обеих инстанций обоснованно признали правомерными требования Ассоциации "Национальное объединение строителей" о взыскании с Ассоциации "СРО "МСО" средств компенсационного фонда (фондов) на специальный банковский счет истца исходя из установленного факта неисполнения ответчиком данной обязанности, установленной ч. 14 ст. 55.16 ГрК РФ и п. 5 Порядка N 643/пр.
Судебными инстанциями была дана надлежащая правовая оценка доводу ответчика о невозможности перечисления денежных средств компенсационных фондов по причине их размещения на счетах банков, признанных несостоятельными (банкротами), поскольку, как правильно указали суды, банкротство кредитного учреждения не является основанием для освобождения ответчика от установленного законом обязательства. В данном случае Ассоциация "СРО "МСО" вправе участвовать в процедуре банкротства указанных кредитных организаций на правах кредитора по правилам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Довод ответчика о необходимости внесения изменений в судебные акты посредством указания на обязанность ассоциации перечислить на специальный счет истца спорные денежные средства не имеет под собой какого-либо правового обоснования, в связи с чем не принимается судом кассационной инстанции во внимание. В рамках настоящего спора нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности по перечислению денежных средств, в связи с чем истец реализовал свое право на взыскание указанных денежных сумм в судебном порядке.
Кроме того, как правильно указали суды, исходя из положений п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10 ГК РФ ответчик, являющийся профессиональным участником гражданских правоотношений, должен был понимать возможность наступления негативных последствий в результате действий (бездействий), влекущих исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, как для самой ассоциации (исключение из реестра саморегулируемых организаций), так и для иных заинтересованных лиц (членов организации и третьих лиц).
Функции компенсационного фонда саморегулируемой организации направлены на гарантированное возмещение вреда или обеспечение договорных обязательств по взаимоотношениям членов саморегулируемой организации с третьими лицами. В этой связи Ассоциация "СРО "МСО" должна была сама позаботиться об отделении денежных средств компенсационного фонда от своего личного имущества, разместив их на специальных банковских счетах в кредитных организациях, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", как того требует действующее градостроительное законодательство.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.04.2019, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А08-9527/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.