г.Калуга |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А09-4198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Елагиной О.К., Платова Н.В., |
|
|
при ведении протокола помощником судьи: |
Жаркиной М.А., |
при участии в судебном заседании: |
|
от ГУП "Брянсккоммунэнерго": |
представителей Корнюшь Т.В. по доверенности от 12.12.2017, Семик Е.А. по доверенности от 15.04.2019, |
от МО Навлинское сельское поселение в лице Администрации Навлинского района Брянской области: |
представителя Сонных Т.А. по доверенности от 11.12.2018, |
от третьего лица: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Администрации Навлинского района Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 (судьи Егураева Н.В., Селивончик А.Г., Грошев И.П.) по делу N А09-4198/2018,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (ОГРН 1043244003582, ИНН 3250054100; далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Навлинского городского поселения в лице Администрации Навлинского района Брянской области (ОГРН 1023202536070, ИНН 3221002202; далее - Администрация) о взыскании 384 981 руб. 20 коп. убытков, составляющих стоимость нормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, находящихся в муниципальной собственности Навлинского городского поселения, за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2019 в удовлетворении иска ГУП "Брянсккоммунэнерго" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019, решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2019 по делу N А09-4198/2018 отменено, исковые требования удовлетворены. С муниципального образования Навлинское городское поселение в лице Администрации Навлинского района Брянской области за счет казны муниципального образования Навлинского городского поселения в пользу государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго"взысканы денежные средства в размере 384 981 руб. 20 коп.
Не соглашаясь с принятым апелляционным судом постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 11.02.2019.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что потери, возникающие в сетях, расположенных на соответствующей территории, должны включаться в тариф, устанавливаемый исполнительными органами государственной власти, и не могут быть возложены на органы муниципального образования в качестве убытков теплоснабжающей организации. Указал, что истец, фактически используя тепловые сети в целях извлечения прибыли, от их принятия в установленном порядке уклонился и в нарушение положений действующего законодательства использует муниципальное имущество на бездоговорной (неправомерной) основе. По мнению заявителя, истец не только не имел убытков от стоимости потерь тепловой энергии при ее передаче по указанным систем теплоснабжения, а получил оплату за объем потерь тепловой энергии, которая фактически в указанном периоде системами теплоснабжения. Считает, что истцом документального подтверждения превышения фактических потерь над нормативными потерями, учтенными в тарифе, не представлено.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители истца, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУП "Брянсккоммунэнерго" является энергоснабжающей организацией, в период с октября 2016 года по октябрь 2017 года осуществляло поставку тепловой энергии в жилые дома и административные здания г. Брянска по участкам теплотрасс, в том числе принадлежащих на праве муниципальной собственности.
Поставляя тепловую энергию, ГУП "Брянсккоммунэнерго" понесло убытки в виде стоимости нормативных потерь тепловой энергии при ее передаче в размере 384 981 руб. 20 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт противоправного поведения, при котором причинитель вреда не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата, равно как и неосторожность в поведении ответчика, материалами дела не подтверждается.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая стоимость потерь электрической энергии, апелляционный суд, руководствовался положениями статьи 210, 215, 225, 307, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 5 статьи 13, пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации, как владельца спорных сетей, от обязанности по оплате стоимости нормативных потерь.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
Исходя из изложенного, учитывая, что спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью и относятся к социально значимым объектам, обеспечивающим теплоснабжение поселения, именно на ответчике лежит обязанность по осуществлению теплоснабжения населения и решению вопросов теплоснабжения, в том числе в части своевременного закрепления спорных сетей за специализированной обслуживающей организацией.
Суды установили, что Администрация приняла в собственность тепловые сети и сети горячего теплоснабжения протяженностью 1 121,2 пог.м. в пгт. Навля Брянской области.
В настоящем случае собственник тепловых сетей в лице ответчика не передал принадлежащие ему сети на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом.
На основании пункта 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец, осуществляющий теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной тепловой энергией и дошедшей до потребителей). В настоящем случае теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена была нести расходы в виде потерь теплоэнергии в сетях ей не принадлежащих и не находящихся в эксплуатации иной специализированной организации, для которой установлен тариф на передачу.
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Таким образом, ГУП "Брянсккоммунэнерго", осуществляющее теплоснабжение жилищного фонда, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Не являясь владельцем тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, истцу, как организации, осуществляющей теплоснабжение, причинены убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Факт транспортировки истцом в спорный период тепловой энергии конечным потребителям, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела, расчет убытков, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным и ответчиком по существу не опровергнут, контррасчет не представлен.
Расчет потерь осуществлен истцом на основании Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (МДК 4-03.2001), утвержденной Госстроем России (приказ от 01.10.2001 N 225).
С учетом изложенного апелляционный суд, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика 384 981 руб. 20 коп. убытков, составляющих стоимость нормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, находящихся в муниципальной собственности Навлинского городского поселения, за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что затраты на содержание и эксплуатацию сетей должны учитываться при установлении тарифа, является необоснованным, поскольку в пункте 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э, предусмотрен учет затрат регулируемой организации на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные сети при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в расчетном периоде, следующем за тем, в котором бесхозяйные сети приняты регулируемой организацией на содержание и обслуживание.
Довод заявителя о том, что данные затраты включены в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую потребителям тепловой энергии противоречит Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А09-4198/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
...
Согласно Методическим указаниям по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
...
Расчет потерь осуществлен истцом на основании Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (МДК 4-03.2001), утвержденной Госстроем России (приказ от 01.10.2001 N 225).
...
Довод заявителя о том, что данные затраты включены в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую потребителям тепловой энергии противоречит Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2019 г. N Ф10-4378/19 по делу N А09-4198/2018