г. Калуга |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А62-10789/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Бутченко Ю.В. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от акционерного общества "Юнитрейд" (107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 14, стр. 4, ОГРН 5077746710399, ИНН 7701719519)
от общества с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" (121614, г. Москва, ул. Крылатская, д. 17, корп. 2, ОГРН 1027725022940, ИНН 7725216105) |
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом
|
от Смоленской таможни (214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) |
Филиппенковой В.В. - представителя (дов. от 26.08.2019 N 04-44/74, пост., диплом) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу акционерного общества "Юнитрейд" и общества с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А62-10789/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Юнитрейд" (далее - АО "Юнитрейд", общество) и общество с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" (далее - ООО "Джонсон & Джонсон", общество, декларант) обратились в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 17.08.2018 N 11-13/23622, в части отказа о внесении изменений в отношении применения льгот по уплате налога на добавленную стоимость по ДТ NN 10113110/021017/0131025 (товар N 4); 10113110/071017/0133719 (товары NN 1,3); 10113110/161017/0138297 (товары NN 1, 7, 35) с возложением обязанности по восстановлению нарушенного права путем принятия корректировки деклараций на товар, заявленный в ДТ NN 10113110/021017/0131025 (товар N 4); 10113110/071017/0133719 (товары NN 1,3); 10113110/161017/0138297 (товары NN 1, 7, 35) и возврата излишне уплаченных платежей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2019 в удовлетворении заявленных требований обществам отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" просят решение и постановление судов отменить, ссылаясь на то что выводы судов основаны на неверном толковании и применении норм национального и международного права, и удовлетворить заявленные требования.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от АО "Юнитрейд" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок в связи с направлением в Конституционный Суд Российской Федерации жалобы ПАО "Международный Медицинский Центр Обработки и КриохраненияБиоматериалов" и ООО "Джонсон & Джонсон", которой обжалованы положения пункта 5 статьи 164 и подпункт 4 пункта 2 стать 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, выслушав мнение таможенного органа, совещаясь на месте в удовлетворении ходатайства отказал, в связи с тем, что определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 в принятии к рассмотрению жалобы ПАО "Международный Медицинский Центр Обработки и КриохраненияБиоматериалов" и ООО "Джонсон & Джонсон" отказано.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) ООО "Джонсон & Джонсон" осуществлен ввоз и декларирование товаров:
по ДТ N 10113110/021017/0131025:
- товар N 4 - пленка упаковочная для медицинских целей: упаковочный материал для стерилизации "кимгард": исп. как оберточный материал из полипропиленового полотна для медицинских стерилизаторов sterrad 50, 100s, 200, nх, ЮОпх:, разм. 121x121 см, код ОКП 939819, 90 упак. по 250 изд. производитель: Kimberly-Clark, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10748, количество: 22 500 шт.;
Заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3921 90 600 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 202 935 руб. 05 коп. по ставке 18%. Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N ФСЗ 2010/07994 от 07.10.2010, подтверждающее медицинское изделие.
по ДТ N 10113110/071017/0133719:
- товар N 1 - изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей:
1. изделия медицинские для стерилизаторов медицинских стеррад 50, 100s, 200, nх, 100 nх: стеррад кассеты 100 nх действующее вещество (стерилизирующий агент) - 58-59,5%, раствор пероксида водорода, MOfl.sterrad ЮОпх, код ОКП 939800, 150 упак. По 2 изд. производитель: Cilag Gmbh International, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10144, количество: 300 шт.;
2. изделия медицинские для стерилизаторов медицинских стеррад 50, 100s, 200, nх, 100 пх: стеррад кассеты 100s действующее вещество (стерилизирующий агент) - 58-59,5%, раствор пероксида водорода, мод.sterrad 100s cassettes, код окп 939800, 300 упак.по 5 изд.производитель: Cilag Gmbh International, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10113, количество: 1500 шт.;
3. изделия медицинские для стерилизаторов медицинских стеррад 50, 100s, 200, nх, 100 пх: стеррад кассеты nх действующее вещество (стерилизирующий агент) - 58-59,5%, раствор пероксида водорода, мод.sterrad nх, код ОКП 939800, 200 упак. По 5 изд. производитель: Cilag Gmbh International, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10133, количество: 1000 шт.
Заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 852 464 руб. 37 коп. по ставке 18%. Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N ФСЗ 2010/06764 от 01.07.2013, подтверждающее регистрацию медицинского изделия. Декларация соответствия или сертификат соответствия не предоставлялись.
- товар N 3 пленка упаковочная для медицинских целей: упаковочный материал для стерилизации "кимгард": исп. как оберточный материал из полипропиленового полотна для медицинских стерилизаторов sterrad 50, 100s, 200, nх, мод.sterrad nx, разм. 121x121 см, код ОКП 939819, 150 упак. по 250 изд. Производитель: Kimberly-Clark, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10748, количество: 37500 шт.
Заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3921 90 600 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 342 493 руб. 08 коп. по ставке 18%. Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N ФСЗ 2010/07994 от 07.10.2010, подтверждающее регистрацию медицинского изделия;
по ДТ N 10113110/161017/0138297:
- товар N 1 изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей:
1. Изделия медицинские для стерилизаторов медицинских стеррад 50, 100s, 200, nх, 100 пх: стеррад кассеты мод.sterrad nx действующее вещество (стерилизирующий агент) - 58-59,5%, раствор пероксида водорода, мод.sterrad мод.sterrad nx, код ОКП 939800, 500 упак. по 2 изд. производитель: Cilag Gmbh International, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10144, количество: 1000 шт.;
2. Изделия медицинские для стерилизаторов медицинских стеррад 50, 100s, 200, nх, 100 пх: стеррад кассеты 100s действующее вещество (стерилизирующий агент) - 58-59,5%, раствор пероксида водорода, Mon.sterrad 100s cassettes, код окп 939800, 300 упак.по 5 изд.производитель: cilag gmbh INTERNATIONAL, товарный знак: JOHNSON & JOHNSON, артикул: 10113, количество: 1500 шт.
Заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 607 522 руб. 54 коп. по ставке 18%. Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N 2 ФСЗ 2010/06764 от 01.07.2013, подтверждающее медицинское изделие. Декларация соответствия или сертификат соответствия не предоставлялись;
- товар N 7 медицинские изделия: пленка упаковочная для медицинских целей, упаковочный материал для стерилизации "кимгард": исп. как оберточный материал из полипропиленового полотна для медицинских стерилизаторов sterrad 50, 100s, 200, пх, 100nх:, разм. 121 x 121 см, код ОКП 939819, 1 упак. по 250 изд. производитель: Kimberly-Clark, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: 10748, количество: 250 шт.
Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3921 90 600 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 2 212, 25 руб. по ставке 18%, Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N ФСЗ 2010/07994 от 07.10.2010, подтверждающее регистрацию медицинского изделия;
- товар N 35 части тела искусственные для нужд здравоохранения, не содержит радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств: имплантат seamdura для замены твердой мозговой оболочки: имплантат seamdura для замены твердой мозговой оболочки, код ОКП 939818, 2 упак. По 1 изд. Производитель: Gunze Limited, товарный знак: Johnson & Johnson, артикул: sd0505, количество: 2 шт.
Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 39 900 0, налог на добавленную стоимость уплачен в размере 5 198 руб. 11 коп. по ставке 18%. Предоставлено регистрационное удостоверение Росздравнадзора N ФСЗ 2007/00573 от 12.11.2007, подтверждающее регистрацию медицинского изделия.
04.07.2018 АО "Юнитрейд", выступающее в качестве таможенного представителя компании ООО "Джонсон & Джонсон", обратилось в таможню с заявлением от 04.07.2018 N 18107 о корректировке сведений, заявленных в вышеуказанных ДТ, а именно: о предоставлении сниженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% с приложением соответствующих документов.
Таможней проведен ведомственный контроль законности и обоснованности решения Смоленского таможенного поста (ЦЭД) о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 18% в отношении товара по ДТ N N 10113110/021017/0131025 (товар N 4); 10113110/071017/0133719 (товары NN 1,3); 10113110/161017/0138297 (товары NN 1, 7, 35).
В результате проведенной проверки документов и сведений после выпуска товаров не установлено факта неправомерного действия должностных лиц Смоленского таможенного поста (ЦЭД) при принятии решения по подтверждению правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем письмом от 17.08.2018 N 11-13/23622 обществу сообщено об отказе во внесении изменений в вышеуказанные ДТ.
Полагая, что решение таможенного органа об отказе во внесении изменений в отношении применения льгот по уплате налога на добавленную стоимость противоречит положениям статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и законные интересы АО "Юнитрейд" и ООО Джонсон & Джонсон", так как необоснованно увеличивает их налоговые обязательства, общества обратились в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и с пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции; лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов; лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
- медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ также установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания данного налога при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание налога на добавленную стоимость производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" отмечено, что Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на применение пониженной налоговой ставки, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ, в связи с чем для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД.
Однако такая позиция изложена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к вопросам, имевшим место в судебной практике по состоянию на момент принятия данного постановления - когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса.
Соответственно, приведенные в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснения неприменимы, если такого рода противоречия отсутствуют, и установленный перечень кодов по ТН ВЭД (с учетом внесенных Правительством Российской Федерации изменений) в последующем стал охватывать более узкий перечень товаров в сравнении с перечнем кодов по ОКП. При этом Правительством Российской Федерации реализованы полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены два перечня:
- перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации (Перечень 1);
- перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (Перечень 2).
Подпунктом в пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 655 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688" в перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурной внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию внесены следующие изменения:
- после кода 7612 90 200 0 дополнена позиция следующего содержания: "Шприцы медицинские из 9018 31";
исключена позиция:
"Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения - 9018".
позиция "Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности
9021 10
9021 21
9021 29 000 0
9021 90"
изложена в следующей редакции:
"Приспособления ортопедические, шины и прочие приспособления для лечения переломов, зубы искусственные и стоматологические соединительные детали:
9021 10 100 0
9021 10 900 0
9021 21 100 0
9021 21 900 0
9021 29 000 0".
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1581 код 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в отношении ряда медицинских товаров включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, нормативными актами, принятыми компетентным органом в рамках своих полномочий было установлено новое регулирование спорных правоотношений.
Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3921 90 600 0, 2847 00 000 0, 9021 39 900 0 по указанным ДТ не входят в Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
При этом код 2847 00 000 0 включен в указанный перечень Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2018 N 50, в котором не указано на распространения его действия на прошлые периоды.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал обществам в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам общества, само по себе то обстоятельство, что в случае реализации ввозимых обществом медицинских изделий на территории Российской Федерации во внутренней торговле к данной операции применялась бы налоговая ставка 10 процентов, не свидетельствует о нарушении принципа равенства (пункт 2 статьи 3 НК РФ), поскольку налогообложение товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации по смыслу пункта 2 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент регистрации таможенной декларации (в настоящее время пункт 4 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза), относится к сфере таможенного регулирования, то есть связано с определением порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу.
При этом различия в правовом положении хозяйствующих субъектов, осуществляющих приобретение медицинских изделий во внутренней торговле, и субъектов, осуществляющих импорт медицинских изделий, не носят существенного характера и не приводят к нарушению нейтральности налога на добавленную стоимость как налога на потребление, конечное бремя уплаты которого не должно возлагаться на хозяйствующих субъектов, поскольку согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ покупатель товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, не лишен права при исчислении налога на добавленную стоимость по собственной облагаемой налогом деятельности принять к вычету суммы налога, уплаченные при ввозе этих товаров.
Иные доводы обществ, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основаниями для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А62-10789/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Юнитрейд" и общества с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.