г.Калуга |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А64-8783/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Аникиной Е.А., Шильненковой М.В.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" Торопова М.В. по доверенности от 21.05.2019 N 1327 и Карцева И.В. по доверенности от 21.05.2019 N 1328,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу N А64-8783/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилТехСервис", ОГРН 1066829053752, ИНН 6829027164 (далее - ООО "ЖилТехСервис") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 19.03.2019, к акционерному обществу "Тамбовская областная сбытовая компания", ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247 (далее - АО "ТОСК") об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 22.08.2018 N 5261 в части пункта 4.2, с изложением его в редакции истца.
Определением от 26.02.2019 судом к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2019 урегулированы разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 22.08.2018 N 5261, пункт 4.2 договора изложен в редакции истца: "Объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору электроснабжения за коммунальный ресурс "электрическая энергия", потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, используемого для определения соответствующих объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. При отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (неисправности коллективного (общедомового) прибора учета) объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору электроснабжения за коммунальный ресурс "электрическая энергия", потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется с применением расчетной формулы подп. "а" п. 21 (1) постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 указанное решение изменено, пункт 4.2 договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 22.08.2018 N 5261 изложен судом в следующей редакции: "Объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору электроснабжения за коммунальный ресурс "электрическая энергия", потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, используемого для определения объема коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, приведенной в подп. "а" п. 21 (1) постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Не соглашаясь с вынесенным судом апелляционной инстанции судебным актом, ООО "ЖилТехСервис" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 и оставить без изменения решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2019.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда апелляционной инстанций о том, что спорный пункт договора должен соответствовать подпункту "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Считает, что указанный расчетный метод ставит управляющую организацию в заведомо невыгодное экономическое положение и является по отношению к ней дискриминационным. Полагает, что подпункт "а" пункта 21 (1) Правил N 124 не имеет прямого отношения к рассматриваемому спору, и может быть применен только при заключении полного договора энергоснабжения, предусматривающего электроснабжение жилых/нежилых помещений и мест общего пользования одновременно, то есть когда управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг.
Представители ООО "ЖилТехСервис" в судебном заседании кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
АО "ТОСК" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, просит судебный акт апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
АО "ТОСК" и Управление надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, в судебное заседание кассационной инстанции явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению в связи со следующим.
Предметом иска по настоящему делу является требование об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, АО "ТОСК" письмом от 22.08.2018 N 130/2093 направило в адрес ООО "ЖилТехСервис" оферту - проект договора энергоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 22.08.2018 N 5261 (далее - договор), который письмом от 19.09.2018 N 3076 возвращен последним в адрес ресурсоснабжающей организации с протоколом разногласий.
В протоколе разногласий ООО "ЖилТехСервис" изложило свое несогласие с редакцией пунктов 2.3.4, 2.3.5, 2.3.10, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.17, 2.4.3, 2.4.5, 4.2, 5.1, 7.1, 7.2, 10.3, 10.4, приложений N 1 и N 2 к договору.
С протоколом согласования разногласий, направленным ответчиком письмами от 08.10.2018 N 006/2080 и от 15.01.2019 N 71 в адрес истца, последний не согласился.
В связи с тем, что во внесудебном порядке условия договора между сторонами не урегулированы, ООО "ЖилТехСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском и просило урегулировать несогласованные условия договора и принять их в его редакции.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами остался не урегулирован пункт 4.2 договора, касающийся определения объема обязательств управляющей организации относительно оплаты за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования и принимая спорный пункт договора в редакции истца, пришел к выводу, что в условиях перехода собственников помещений многоквартирного дома, управляемого ООО "ЖилТехСервис", на прямые договоры энергоснабжения с АО "ТОСК", истец утратил статус исполнителя коммунальных услуг, а ответчик для потребителей выступает одновременно и ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги "энергоснабжение".
Апелляционная инстанция изменила решение суда и изложила спорный пункт договора для определения объема электрической энергии, подлежащего оплате ООО "ЖилТехСервис", с применением формулы, указанной в подпункте "а" пункта 21 (1) Правил N 124, указав, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома возлагается на управляющую организацию, обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта апелляционной инстанции.
Согласно нормам статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как видно из дела, заключаемый между сторонами договор является публичным, в связи с чем, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ, в соответствии с которым условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Отношения по электроснабжению регулируются положениями о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По общему правилу правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах (в том числе в отношении нежилых помещений, находящихся в жилом многоквартирном доме) регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Обязанность управляющей организации заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией вытекает из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление.
Порядок определения объема коммунального ресурса установлен ЖК РФ, Правилами N 354 и Правилами N 124.
С 03.04.2018 вступили в силу существенные изменения, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ Законом N 59-ФЗ признана утратившей силу.
Таким образом, положения Закона N 59-ФЗ позволяют прийти к выводу о том, что при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, несмотря на осуществление управления многоквартирным домом в качестве выбранного собственниками помещений в нем способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в многоквартирном доме потребленных ими коммунальных ресурсов.
В то же время по смыслу части 5 статьи 157.2 ЖК РФ управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124 и пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ в части включения стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды в состав платы за содержание жилья (части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Кроме того, 01.01.2017 вступили в силу соответствующие изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498.
Из части 10 статьи 155 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ (с изменениями с 01.01.2017) в состав содержания жилья включено, в числе прочего, расходы на оплату электрической энергии в целях содержания общего имущества и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного коммунального ресурса, подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу ресурсоснабжающей организации.
В пункте 44 Правил N 354 предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги и наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, управляющая компания в силу положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124 в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124. Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общего имущества в случаях, приведенных в пункте 21 (1) Правил N 124, производятся в соответствии с этим пунктом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса по договору, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, представляющей собой разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Спорный пункт 4.2 договора устанавливает порядок определения фактического объема потребления электрической энергии в многоквартирном доме, с установленными общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 44 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляется с использованием приборов учета или расчетных способов.
В настоящем случае, поскольку предложенная истцом редакция пункта 4.2 договора противоречит пункту 44 Основных положений N 442, выводы суда апелляционной инстанции о согласовании спорного пункта в редакции ответчика являются верными и соответствуют порядку определения объемов коммунального ресурса, установленному в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124.
Порядок снятия показаний и правила об определении объема коммунального ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета являются императивными.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов суда) и отмены обжалуемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы истца основаны на неправильном толковании норм права, и по существу, сводятся к полному освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 ГК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему законодательству, нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда округа отсутствуют, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ООО "ЖилТехСервис".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу N А64-8783/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 44 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляется с использованием приборов учета или расчетных способов.
В настоящем случае, поскольку предложенная истцом редакция пункта 4.2 договора противоречит пункту 44 Основных положений N 442, выводы суда апелляционной инстанции о согласовании спорного пункта в редакции ответчика являются верными и соответствуют порядку определения объемов коммунального ресурса, установленному в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124.
...
Суд кассационной инстанции считает, что доводы истца основаны на неправильном толковании норм права, и по существу, сводятся к полному освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2019 г. N Ф10-4785/19 по делу N А64-8783/2018