г. Калуга |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А83-8275/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (Республика Крым, г.Симферополь, ул. Киевская, д. 74/6, ИНН 9102002878, ОГРН 1149102003423): Воронова А.В. - представителя по доверенности от 09.01.2019 N 042-Д;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д.13, ИНН 9102012065, ОГРН 1149102017404): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Совета министров Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, пр.Кирова, д.13, ИНН 9102011424, ОГРН 1149102016414): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 января 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по делу N А83-8275/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ГУП РК "Крымэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) в государственной регистрации права хозяйственного ведения этого предприятия на теплицу с кадастровым номером 90:24:010111:2276, изложенного в письменном сообщении комитета от 15.03.2018 N 1043419/2868, и о возложении на комитет обязанности зарегистрировать за предприятием право хозяйственного ведения на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет министров Республики Крым.
Решением суда от 21.01.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019, заявление предприятия оставлено без удовлетворения.
ГУП РК "Крымэнерго", не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение при разрешении дела норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В суде кассационной инстанции представитель предприятия просил оспариваемые судебные акты отменить.
Госкомрегистр и Совет министров Республики Крым надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Госкомрегистра и Совета министров Республики Крым в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участника процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по распоряжению Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 N 6-р "О закреплении имущества" с учетом изменений, внесенных в него распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.01.2017 N 44-р, определен перечень недвижимого имущества, закрепляемого за ГУП РК "Крымэнерго" на праве хозяйственного ведения, в состав которого включен, в том числе объект недвижимого имущества - теплица по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Керченское шоссе / ул. Гарнаева, 16 "а" / 106 с кадастровым номером 90:24:010111:276.
В целях регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимого имущества ГУП РК "Крымэнерго" обратилось 05.12.2017 с заявлением и документами в Госкомрегистр.
К этому моменту сведения о названной теплице по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Керченское шоссе / ул. Гарнаева, 16 "а" / 106, как об объекте, находящемся в собственности Республики Крым на основании постановления Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14, были внесены в ЕГРН, где указано, что это недвижимое имущество имеет кадастровый номер 90:24:010111:2276.
Госкомрегистр в письменном уведомлении от 15.12.2017 сообщил предприятию о приостановлении до 15.03.2018 осуществления государственной регистрации прав со ссылкой на то, что в представленных документах имеются противоречия в описании объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, поскольку в распоряжении Совета министров Республики Крым от 24.01.2017 N 44-р этот объект имеет кадастровый номер 90:24:010111:276, тогда как в ЕГРН ему присвоен кадастровый номер 90:24:010111:2276.
Судами установлено, что ГУП РК "Крымэнерго" было уведомлено о принятом по его заявлению Госкомрегистром решении; 02.03.2018 предприятие дополнительно представило в Госкомрегистр распоряжение Совета министров Республики Крым от 24.01.2017 N 44-р. Однако до 15.03.2018 причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не были устранены, в связи с чем Госкомрегистром в государственной регистрации прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества было отказано, на что указано в его письменном сообщении от 15.03.2018 N 1043419/2868, направленном в адрес предприятия.
Ссылаясь на то, что Госкомрегистр нарушил установленную законодательством процедуру рассмотрения заявления о регистрации прав, не принял необходимые меры по получению дополнительных документов в порядке межведомственного взаимодействия в целях устранения причин, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора права в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
При рассмотрении дела представителем Совета министров Республики Крым в суд представлены сведения о том, что в распоряжении Совета министров Республики Крым от 24.01.2017 N 44-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 21 января 2015 года N 6-р и вопросах управления имуществом Республики Крым" допущена ошибка в указании кадастрового номера объекта недвижимости, передаваемого в хозяйственное ведение предприятия: теплицы по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Керченское шоссе / ул. Гарнаева, 16 "а" / 106.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды применительно к установленным по делу обстоятельствам и с учетом норм материального права, регулирующих отношения сторон, правильно исходили из того, что при наличии ошибки в представленных ГУП РК "Крымэнерго" для целей осуществления государственной регистрации прав документах и неустранении этим предприятием в установленный срок причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, Госкомрегистр законно отказал в осуществлении государственной регистрации прав.
Суды правильно применительно к установленным по делу обстоятельствам отклонили доводы предприятия о нарушении процедуры принятия Госкомрегистром оспариваемого решения. Каких-либо обстоятельств, которые бы могли свидетельствовать о незаконности указанного решения Госкомрегистра, связанных с существенным нарушением установленного порядка рассмотрения заявлений о регистрации прав на недвижимое имущество, при рассмотрении дела судами не установлено.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что Госкомрегистр в нарушение положений требований частей 9 и 10 статьи 29 Закона N 218-ФЗ не принял необходимые меры по получению дополнительных документов и направлению запросов в порядке межведомственного взаимодействия в целях устранения причин, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации, основаны на ошибочном толковании закона.
В силу части 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ в случае, если осуществление государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 данного Федерального закона (то есть в связи с тем, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них недостоверны) государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно части 10 статьи 29 Закона N 218-ФЗ факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт, а подлинность нотариально удостоверенного документа и достоверность содержащихся в нем сведений - в порядке получения информации из единой информационной системы нотариата, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
Заявителем кассационной жалобы не учтено, что в данном случае осуществление государственной регистрации было приостановлено в связи с выявленными противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных на регистрацию документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте и, поэтому, у Госкомрегистра не имелось оснований для выполнения действий, предусмотренных в частях 9 и 10 Закона N 218-ФЗ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 января 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по делу N А83-8275/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 29 Закона N 218-ФЗ факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт, а подлинность нотариально удостоверенного документа и достоверность содержащихся в нем сведений - в порядке получения информации из единой информационной системы нотариата, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
Заявителем кассационной жалобы не учтено, что в данном случае осуществление государственной регистрации было приостановлено в связи с выявленными противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных на регистрацию документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте и, поэтому, у Госкомрегистра не имелось оснований для выполнения действий, предусмотренных в частях 9 и 10 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2019 г. N Ф10-4472/19 по делу N А83-8275/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4472/19
09.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-974/19
25.09.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-974/19
13.06.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-974/19
21.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8275/18