г.Калуга |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А14-16426/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
cудей |
Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании представителей:
от Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 - Золотковой О.И. по доверенности от 10.04.2018, N 29;
от акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 3" -представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятандцатого арбитражного апелляционного суда,кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А14-16426/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 3" (далее по тексту - АО "ВРК-3", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 6 (далее - ВРО ФСС, Фонд) об отмене решения N 198 от 24.05.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятой к зачету суммы расходов в размере 6 044,26 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019, заявленные требования удовлетворены.
Полагая вынесенные судебные акты незаконными, Фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ВРО ФСС ссылается на неверное толкование судами положений Федерального закона от 29.06.2006 N 255-ФЗ в части выводов о включении в базу для исчисления страховых взносов на социальное страхование сумм материальной помощи в пределах 4000 руб., а также о возмещении дополнительных расходов страхователя за первые три дня временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
До начала судебного разбирательство от АО "ВРК-3"в суд округа поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, а также ходатайство о проведении заседания в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель ВРО ФСС поддержала позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представители АО "ВРК-3"в суд округа не явились, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отделением Фонда социального страхования в связи с обращением страхователя за выделением средств была проведена камеральная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - АО "ВРК-3" за период с 01.07.2017 по 31.12.2017, результаты которой были отражены в акте N 198 от 27.04.2018.
На основании проведенной проверки, 24.05.2018 ВРО ФСС принято решение N 198 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных АО "ВРК-3" с нарушением законодательства Российской Федерации, обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 6114,34 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и доплатить страховые взносы в сумме 6114,34 руб.
АО "ВРК-3", считая недействительным решение N 198 от 24.05.2018в части непринятых к зачету расходов в размере 6044,26 руб. обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу требований статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору. При этом страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации работающие по трудовым договорам.
Частью 2 статьи 5 Закона N 225-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
При этом основанием для начисления и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая, в случае временной нетрудоспособности таким документом является листок нетрудоспособности (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ, часть 5 статьи 13 Закона N 225-ФЗ).
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из 4.6 Закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании анализа вышеперечисленных норм права усматривается, что условиями необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются: постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов; наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
Одним из доводов кассационной жалобы явился вывод Фонда об отсутствии правовых оснований для включения страхователем в расчет среднего заработка для исчисления указанных пособий сумм материальной помощи в пределах 4000 руб., выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск.
Между тем, суды, применив положения пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8, пункт 11 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, статей 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормы Положения о порядке оказания материальной помощи работникам обособленных структурных подразделений АО "ВРК-3", пришли к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты являются элементами оплаты труда и носят стимулирующий характер, следовательно, относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления. В связи с чем, суды признали неправомерным непринятие к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 4022,59 руб.
Также несостоятелен довод Фонда о непринятии к зачету расходов страхователя в сумме 158,94 на выплату части пособия по листку нетрудоспособности, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, мотивированный тем, что положение части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ не распространяют свое действие на порядок расчета пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя.
Как установлено пунктом 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, как верно указали суды, указанные расходы в сумме 158,94 руб. за первые три дня временной нетрудоспособности являются дополнительными расходами страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности, связанными с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, следовательно, подлежат возмещению Фондом за счет предоставляемых ему на эти цели межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
При вынесении оспариваемого в этой части решения Фондом не учтено, что данные обязательства, связанные с исчислением трудового стажа с учетом службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и страховых выплат, носят компенсационный характер, гарантированы государством посредством межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и не могут быть возложены на работодателя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А14-16426/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
...
При вынесении оспариваемого в этой части решения Фондом не учтено, что данные обязательства, связанные с исчислением трудового стажа с учетом службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и страховых выплат, носят компенсационный характер, гарантированы государством посредством межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и не могут быть возложены на работодателя."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2019 г. N Ф10-4447/19 по делу N А14-16426/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4447/19
14.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3398/19
13.06.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3398/19
01.04.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-16426/18