г. Калуга |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А62-7104/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. Ермакова М.Н. |
|
|
При участии в заседании: |
|
от АО "Юнитрейд" (ОГРН 5077746710399, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 14, стр. 4) |
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, |
от ООО "Джонсон & Джонсон" (ОГРН 1027725022940, г. Москва, ул. Крылатская, д. 17, корп. 2) |
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, |
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105)
|
не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Юнитрейд" и общества с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.12.2018 г. (судья Красильникова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 г. (судьи Тимашкова Е.Н., Большаков Д.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-7104/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Юнитрейд" и общество с ограниченной ответственностью "Джонсон & Джонсон" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни об отказе во внесении изменений в отношении применения льгот по уплате налога на добавленную стоимость по ДТ N 10113110/160917/0122675 (товары N 19, N 23 и N 24), N 10113110/180917/0123775 (товары N 8, N 18, N 23 и N 24), N 10113110/210917/0125459 (товары N 1 и N 2), N 10113110/250917/0127130 (товары N 10, N 23, N 28, N 33 и N 34) и N 10113110/280917/0129728 (товары N 4 и N 18), изложенное в письме от 04.05.2018 г. N 11-13/12949, и обязании таможни восстановить нарушенное право АО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" путем возврата излишне уплаченных платежей ООО "Джонсон & Джонсон", окончательный размер которых будет установлен таможней на стадии исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.12.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" просят решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от АО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" поступило ходатайство об отложении ее рассмотрения, в связи с направлением жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации об оспаривании положений налогового законодательства, примененных судами при рассмотрении аналогичных дел.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку доказательства принятия Конституционным Судом Российской Федерации указанной обществами жалобы к рассмотрению отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не лишено возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам принятых по настоящему делу судебных актов в порядке главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае принятия соответствующего постановления Конституционным Судом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Джонсон & Джонсон" ввезло и задекларировало на Смоленском таможенном посту товары:
- по ДТ N 10113110/160917/0122675: товар N 19 - пленка упаковочная для медицинских целей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3921 90 600 0, код ОКП 939819; товар N 23 - изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, код ОКП 939800; товар N 24 - изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, код ОКП 939800;
- по ДТ N 10113110/180917/0123775: товар N 8 - медицинские изделия: хирургический воск для костных тканей "bone wax" хирургический, стерильный, нерассасывающийся, однократного применения, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3404 90 000 1, код ОКП 939370; товар N 18 - медицинские изделия: принадлежности к системе для закрытого дренирования ран j-vac, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 840 9, код ОКП 939377; товар N 23 - медицинские изделия: сетка хирургическая "пролен" ("prolene"), код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 90 900 9, код ОКП 939818; товар N 24 - медицинские изделия: система-протез сетчатая для дефектов брюшной стенки "ultrapro", код ОКП 939800, имплантаты и материалы для хирургии: импланты: сетка комбинированная из викрила и пролена, код ОКП 939370, имплантаты и материалы для хирургии: сетка комбинированная из викрила и пролена, код ОКП 939370, частично рассасывающееся хирургическое сетчатое устройство "proceed ventral patch", код ОКП 939818, частично рассасывающееся хирургическое сетчатое устройство "proceed ventral patch", код ОКП 939818. Заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 90 900 9;
- по ДТ N 10113110/210917/0125459: товар N 1 - изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, код ОКП 939800; товар N 2 - изделия медицинского назначения - пероксид водорода, не отвержденный мочевиной, для медицинских целей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2847 00 000 0, код ОКП 939800;
- по ДТ N 10113110/250917/0127130: товар N 10 - медицинские изделия: хирургический воск для костных тканей "bone wax" хирургический, стерильный, нерассасывающийся, однократного применения, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3404 90 000 1, код ОКП 939370; товар N 23 - медицинские изделия: система для закрытого дренирования ран j-vac с принадлежностями, принадлежности к системе для закрытого дренирования ран j-vac, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 840 9, код ОКП 939377; товар N 28 - части тела искусственные для нужд здравоохранения, не содержат радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, протезы молочных желез, расширители с гладкой оболочкой ("smooth tissue expanders") с принадлежностями, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 39 900 0, код ОКП 939818; товар N 33 - изделия медицинского назначения: имплантаты и материалы для хирургии, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 90 900 9, код ОКП 939370; товар N 34 - медицинские изделия: сетка хирургическая "пролен" ("prolene"), код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 90 900 9, код ОКП 939818;
- по ДТ N 10113110/280917/0129728: товар N 4 - пленка упаковочная для медицинских целей: упаковочный материал для стерилизации "кимгард", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 3921 90 600 0, код ОКП 939819; товар N 18 - медицинские изделия: имплантат "duraform" для закрытия дефектов твердой мозговой оболочки, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 90 900 9, код ОКП 939818.
Таможенный представитель АО "Юнитрейд" обратилось в таможню с заявлением о корректировке сведений, заявленных в указанных декларациях относительно перечисленного товара, а именно, о применении ставки НДС в размере 10%, вместо примененной ставки 18%.
Письмом от 04.05.2018 г. N 11-13/12949 таможня отказала АО "Юнитрейд" в корректировке сведений, заявленных в спорных ДТ, указав, что коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по вышеуказанным ДТ (3921 90 600 0, 2847 00 000 0, 3404 90 000 1, 9018 90 840 9, 9021 90 900 9 и 9021 39 900 0) не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", в связи с чем ставка НДС в размере 18% по вышеуказанным товарам применена верно.
Не согласившись с данным решением Смоленской таможни, АО "Юнитрейд" и ООО "Джонсон & Джонсон" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями; медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, для целей применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания данного налога при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.
Следовательно, в тех случаях, когда взимание налога на добавленную стоимость производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
Данный правовой подход содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 г. N 305-КГ18-19119.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены два перечня:
- перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации (Перечень 1);
- перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (Перечень 2).
Подпунктом "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 655 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688" в Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурной внешнеэкономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию внесены следующие изменения:
- после кода 7612 90 200 0 дополнена позиция "Шприцы медицинские из 9018 31";
- исключена позиция: "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения - 9018";
- позиция "Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности 9021 10, 9021 21, 9021 29 000 0 и 9021 90" изложена в следующей редакции: "Приспособления ортопедические, шины и прочие приспособления для лечения переломов, зубы искусственные и стоматологические соединительные детали: 9021 10 100 0, 9021 10 900 0, 9021 21 100 0, 9021 21 900 0 и 9021 29 000 0".
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1581 код 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в отношении ряда медицинских товаров включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3404 90 000 1, 3921 90 600 0, 9021 90 900 9, 2847 00 000 0, 9018 90 840 9 и 9021 39 900 0 по спорным декларациям на товары не входят в Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
Учитывая изложенное, отказ таможенного органа в применении ставки НДС в размере 10% в отношении спорных товаров, является правомерным.
Доводы общества о применении ставки 10% ввиду соответствия ввезенного товара коду, определенному Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, мотивированные ссылкой на пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", были рассмотрены судами и правомерно отклонены, так как изложенный в этом пункте правовой подход применим только к вопросам, имевшим место на момент принятия данного Постановления, то есть до внесения соответствующих изменений в указанные Перечни кодов медицинских товаров.
Доводы обществ, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, заявленные в ходе рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а по сути лишь выражают несогласие с выводами судов, в связи с чем отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.12.2018 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 г. по делу N А62-7104/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "в" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 655 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. N 688" в Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурной внешнеэкономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию внесены следующие изменения:
- после кода 7612 90 200 0 дополнена позиция "Шприцы медицинские из 9018 31";
- исключена позиция: "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения - 9018";
- позиция "Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности 9021 10, 9021 21, 9021 29 000 0 и 9021 90" изложена в следующей редакции: "Приспособления ортопедические, шины и прочие приспособления для лечения переломов, зубы искусственные и стоматологические соединительные детали: 9021 10 100 0, 9021 10 900 0, 9021 21 100 0, 9021 21 900 0 и 9021 29 000 0".
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1581 код 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в отношении ряда медицинских товаров включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
...
Доводы общества о применении ставки 10% ввиду соответствия ввезенного товара коду, определенному Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, мотивированные ссылкой на пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", были рассмотрены судами и правомерно отклонены, так как изложенный в этом пункте правовой подход применим только к вопросам, имевшим место на момент принятия данного Постановления, то есть до внесения соответствующих изменений в указанные Перечни кодов медицинских товаров."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2019 г. N Ф10-2665/19 по делу N А62-7104/2018