г.Калуга |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А14-21720/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Смирнова В.И. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - Захаровой С.В. по доверенности N 77Д от 29.12.2018;
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" - Ситниковой А.Ю. по доверенности N 8 от 09.01.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу N А14-21720/2018,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее по тексту - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права собственности и государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости:
- сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 37А по ул. Новый поселок, г. Воронеж;
- сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 260 по ул. Школьная, с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области;
- сооружение - газопровода-ввода к котельной здания администрации по адресу: Воронежской области, Бутурлиновский р-н, с. Чулок, ул. Советская, д. 1;
- сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 17б по ул. Садовой в с. Бабяково Новоусманского района Воронежской области;
- сооружение - газопровода-ввода высокого давления для газоснабжения племенного репродуктора по адресу Воронежская область, Бутурлиновский район, с.п. Великоархангельское, кадастровый номер 36:05:4303009:109;
- сооружение - газопровода-ввода среднего давления к котельной административного здания по адресу ул. Ленина, д. 228в, с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области;
- сооружение - газопровода-ввода для газоснабжения производственно-складского комплекса по адресу Воронежская область Богучарский район с. Залиман, ул. Жлобы, д. 10Д;
- сооружение - газопровода-ввода высокого давления для газоснабжения зерносушилки по ул. Котовского, д. 2 в г. Бобров Бобровского района Воронежской области;
- сооружение - газопровода-ввода к котельной по адресу г. Воронеж, Ленинский пр-т, N 184д;
- сооружение - газопровода-ввода к жилому дому по адресу г. Воронеж, ул. Мостовая, д. 21;
- сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 5д в г. Воронеже пер. Самоцветный;
- сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 328 по ул. Коммунарской с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области;
- сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 36 по ул. Ясная п.г.т Анна Аннинского района Воронежской области; - сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 21/3 по ул. Школьная, г. Воронеж;
- сооружение - газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Воронеж, ул. Ипподромная, д. 68Б;
- сооружение - газопровода для газоснабжения котельных по ул. Антокольского д. 20а г. Воронежа, протяженностью 431 м (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве способа восстановления нарушенных прав Общество просило обязать Управление Росреестра по Воронежской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать за ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" право собственности на вышеуказанные объекты.
В Арбитражном суде Воронежской области Общество заявило отказ от требований в части признания незаконными отказов: от 04.10.2018 N 36/001/308/2018-1061, 36-0-1-152/3037/2018-315 и от 20.09.2018 N 36/001/315/2018-354, N 36-0-1-152/3037/2018-316.
Судом области производство по настоящему делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе регистрирующий орган ссылается на неверный вывод судов о наличии у спорных объектов признаков самостоятельных объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Воронежской области поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" против доводов кассационной жалобы возражала, согласно позиции письменного отзыва.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось регистрирующий орган с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 37А по ул. Новый поселок, г. Воронеж; сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 260 по ул. Школьная, с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области; сооружение - газопровода-ввода к котельной здания администрации по адресу: Воронежской области, Бутурлиновский р-н, с. Чулок, ул. Советская, д. 1; сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 17б по ул. Садовой в с. Бабяково Новоусманского района Воронежской области; сооружение - газопровода-ввода высокого давления для газоснабжения племенного репродуктора по адресу Воронежская область, Бутурлиновский район, с.п. Великоархангельское, кадастровый номер 36:05:4303009:109; сооружение - газопровода-ввода среднего давления к котельной административного здания по адресу ул. Ленина, д. 228в, с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области; сооружение - газопровода-ввода для газоснабжения производственно- складского комплекса по адресу Воронежская область Богучарский район с. Залиман, ул. Жлобы, д. 10Д; сооружение - газопровода-ввода высокого давления для газоснабжения зерносушилки по ул. Котовского, д. 2 в г. Бобров Бобровского района Воронежской области; сооружение - газопровода-ввода к котельной по адресу г. Воронеж, Ленинский пр-т, N 184д; сооружение - газопровода-ввода к жилому дому по адресу г. Воронеж, ул. Мостовая, д. 21; сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 5д в г. Воронеже пер. Самоцветный; сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 328 по ул. Коммунарской с. Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области; сооружение - газопровода-ввода к жилому дому N 36 по ул. Ясная п.г.т Анна Аннинского района Воронежской области; сооружение - газопровод-ввод к жилому дому N 21/3 по ул. Школьная, г. Воронеж.
Посчитав, что спорные объекты не являются объектами недвижимости, а следовательно, не подлежат государственной регистрации, Управление Росреестра по Воронежской области отказало Обществу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
Полагая решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации спорных объектов, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу, что поскольку на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов Обществом были представлены декларации об объекте недвижимого имущества, технические планы сооружений, разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" на заявленные к регистрации объекты недвижимости.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. В частности, таковыми являются и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В настоящем деле заявителем оспаривались отказы в государственной регистрации сооружений газопровода-ввода. По мнению регистрационного органа, данные сооружения не являются объектом недвижимого имущества и соответственно не подлежат государственной регистрации.
Суды двух инстанций обоснованно не согласились с данным доводом в виду следующего.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании вышеуказанной нормы следует сделать вывод, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1).
По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Согласно статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве объекта капитального строительства закон определяет здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
При этом в силу требований пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из установленных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям" понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень случаев, перечисленных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда выдача разрешения на строительство объекта недвижимости не требуется.
В соответствии с пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-03 предусмотрено, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется также в случаях строительства газопроводов с давлением до 0,3 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявленные к государственной регистрации объекты представляет собой распределительные газопроводы среднего давления - 0,3 МПа, то есть подпадает под указанный перечень.
Согласно представленным в материалы дела декларации об объекте недвижимого имущества, технических планов сооружений, разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объектов, спорные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости.
В этой связи довод регистрирующего органа, об отсутствии признаков объекта недвижимого имущества у газопроводов-вводов является несостоятельным, поскольку противоречит вышеуказанным правовым нормам в их системном толковании.
Кроме того, как верно указали суды, Обществом ранее было зарегистрировано право собственности на распределительный газопровод, на основании чего регистрация права на построенные газопроводы-вводы в составе единого недвижимого комплекса невозможна, в силу постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, которым не предусмотрено включение в технические условия сведений о реконструкции сети газораспределения.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на заявленные объекты.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований Общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу N А14-21720/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.