г.Калуга |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А64-2338/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А64-2338/2019,
установил:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области, ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943 (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тамбовская", ОГРН 1076807000137, ИНН 6813006592 (далее - Общество) о взыскании денежных средств в размере 3 690 998 руб. 24 коп., полученных в виде субсидии по соглашению от 11.07.2018 N 55 о предоставлении в 2018 году субсидии за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы, из которых 3 358 808 руб. 18 коп. - средства федерального бюджета и 332 189 руб. 82 коп. - средства бюджета области, а также 35 266 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 30.01.2019 по 15.03.2019, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), из которых 32 092 руб. 72 коп. - в доход федерального бюджета и 3174 руб. 01 коп. - в доход бюджета области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что для получения субсидии Обществом были представлены недостоверные сведения относительно отсутствия у него просроченной задолженности перед бюджетом области, что является основанием для их возврата в случае обнаружения данного нарушения в результате проверки. Ссылается, что проверить отсутствие указанной задолженности Управлению не представлялось возможным в силу отсутствия технических и временных возможностей.
Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление и Общество извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, 11.07.2018 Управлением (управление) и Обществом (получатель) заключено соглашение N 55 о предоставлении в 2018 году субсидии за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы (далее - соглашение), по условиям которого из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году получателю на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы, предоставляется субсидия.
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению, как получателю средств бюджета Тамбовской области по коду классификации расходов бюджета Тамбовской области 010 0405 02Г02К5430 811 на цели, указанные в разделе I соглашения в размере, определяемом в соответствии со справкой - расчетом о причитающихся субсидиях, утверждаемой Управлением по результатам рассмотрения представленных получателем документов.
13.07.2018 Общество обратилось в адрес Управления с заявлением от 10.07.2018 о перечислении субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства от 15.05.2018 N ТБ-05-22-0006966, на счет страховой организации АО "Страховая компания "РСХБ-Страхование".
В заявлении получатель гарантировал отсутствие у него просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий в соответствии с правовым актом, субсидий бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий в соответствии с правовым актом, а также подлинность предоставляемых для получения субсидий документов и их заверенных копий.
На основании заявления и во исполнение условий соглашения Управление перечислило Обществу субсидию в размере 3 690 998 руб.
00 коп., из которых: 3 358 808 руб. 18 коп. - средства федерального бюджета, 332 189 руб. 82 коп. - средства бюджета области.
Прокуратурой Тамбовской области в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства Управлением при предоставлении субсидий в сфере развития сельского хозяйства было установлено, что на дату подачи заявления о получении субсидии у Общества имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по арендной плате за аренду земель сельскохозяйственного назначения в размере 10 272 руб. 29 коп.
По результатам указанной проверки прокуратура Тамбовской области выдала Управлению представление от 01.11.2018 N 7-56-2018/84/69дсп о принятии мер для возврата неправомерно полученной Обществом субсидии, в связи с представлением последним недостоверных сведений относительно отсутствия у него задолженности перед бюджетом области.
29.11.2018 Управление направило в адрес Общества требование N 01-14/4055 о возврате предоставленной субсидии в размере 3 690 998 руб. 30 коп.
Невозвращение Обществом денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из следующего.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
Как установлено судами, постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 утвержден Порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития сельского хозяйства, на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2018 году и Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 4.1 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по действующему в текущем финансовом году на дату принятия решения о предоставлении субсидии договору сельскохозяйственного страхования, а также начисленной и уплаченной сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном финансовом году в полном объеме, в случае непредоставления субсидии в отчетном финансовом году на возмещение затрат, понесенных в отчетном финансовом году: в области растениеводства и животноводства.
Правилами установлены условия предоставления субсидий, одним из которых является отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами (подпункт 4.1.2 Правил).
В соответствии с пунктом 4.8 Правил несоблюдение условий предоставления субсидии (наличие задолженности перед бюджетом), недостоверность представленной информации является основанием для отказа в ее предоставлении.
Исходя из пункта 4.2 Правил для получения субсидии получатели представляют в Управление следующие документы:
- справку о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (представляется получателем). В случае неоднократного в течение текущего финансового года обращения за выплатой субсидии справка о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предоставляется один раз в квартал;
- справку (сведения) о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (в случае представления получателем самостоятельно) (подпункт 4.2.1 Правил).
Пунктом 4.7 Правил установлено, что представленные получателем документы для получения субсидий рассматриваются Управлением в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно пункту 4.12 Правил обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля.
Таким образом, по условиям Правил, именно на Управление возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Судами установлено, что проверка представленных Обществом сведений в части отсутствия у него задолженности перед бюджетом области и установление их недостоверности действительной информации на момент подачи заявления о предоставлении субсидии была осуществлена только прокуратурой Тамбовской области в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства Управлением при предоставлении субсидий в сфере развития сельского хозяйства.
С учетом изложенного, принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при подаче Обществом заявления на предоставление ему субсидии, Управлением не была исполнена обязанность, предусмотренная Правилами, по проверке достоверности представленных получателем сведений.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент обращения ответчика с заявлением о предоставлении субсидии, у Общества имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по оплате пени в размере 10 272 руб. 29 коп., однако, она погашена полностью, что подтверждается платежными поручениями от 30.11.2018 N 1738 и N 1739.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Суды, оценив и исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, установив неисполнение Управлением обязанности по проверки достоверности предоставленных Обществом сведений для получения субсидии, а также факт наличия у Общества задолженности перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по оплате пени незначительного размера, что не привело к каким-либо негативным последствиям для государства, а также учитывая её оплату в полном объеме, пришли к выводу, что допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидии имеет формальный характер, а требования об ответственности за нарушение, несоразмерны объему заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, и по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Судебные акты первой и апелляционной инстанций в обжалованной части соответствуют нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А64-2338/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
...
Исходя из пункта 4.2 Правил для получения субсидии получатели представляют в Управление следующие документы:"
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2019 г. N Ф10-5571/19 по делу N А64-2338/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5571/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5571/19
14.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4690/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2338/19