город Воронеж |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А64-2338/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тамбовская": Голева С.В. - представителя по доверенности N 263 от 01.04.2019;
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019 по делу N А64-2338/2019 (судья Подольская О.А.) по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тамбовская" (ОГРН 1076807000137, ИНН 6813006592) о взыскании задолженности в размере 3 690 998 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тамбовская" (далее - ООО "Агрофирма "Тамбовская", ответчик) о взыскании денежных средств субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, выплаченные по Соглашению N 55 в размере 3 690 998 руб., из которых: 3 358 808,18 руб. - средства федерального бюджета и 332 189,82 руб. - средства бюджета области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35 266,73 руб., из которых: 32 092,72 руб. в доход федерального бюджета и 3 174,01 руб. в доход бюджета области.
Решением от 21.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что судом первой инстанции ошибочно указано на то, что в данном случае на Управление сельского хозяйства Тамбовской области возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кроме того, суд ошибочно сослался на положения Правил, регламентирующих порядок запроса Управлением справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам в порядке межведомственного взаимодействия в редакции, не действовавших на момент заключения Соглашения. Кроме того, в решении суда указывается также на использование Ответчиком субсидии по целевому назначению и на несоразмерность величины задолженности и размера исковых требований, однако Управление сельского хозяйства Тамбовской области считает, что в бюджетных правоотношениях не имеет значения соразмерность или несоразмерность величины задолженности с величиной истребуемой субсидии, поскольку сам факт наличия задолженности (в любом размере) является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы Управления сельского хозяйства Тамбовской области, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 11.07.2018 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и ООО "Агрофирма Тамбовская" (получатель) было заключено Соглашение N 55 о предоставлении в 2018 году субсидии за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, в соответствии с условиями которого из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году Получателю на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы, предоставляется субсидия (п.1.1 соглашения).
Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению, как получателю средств бюджета Тамбовской области по коду классификации расходов бюджета Тамбовской области 010 0405 02Г02К5430 811 на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения в размере, определяемом в соответствии со справкой - расчетом о причитающихся субсидиях, утверждаемой Управлением по результатам рассмотрения представленных получателем документов (п.2.1 соглашения).
В соответствии с Соглашением N 55 от 11.07.2018 Управление перечислило ответчику субсидию в размере 3 690 998 руб., из которых: 3 358 808,18 руб. - средства федерального бюджета, 332 189,82 руб. - средства бюджета области.
В заявлении о предоставлении субсидии от 10.07.2018 Ответчик гарантировал отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий в соответствии с правовым актом, субсидий бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий в соответствии с правовым актом. Также ответчик гарантировал подлинность предоставляемых для получения субсидий документов и их заверенных копий.
Однако, в ходе проведения проверки Прокуратурой Тамбовской области было установлено, что на дату подачи заявления о получении субсидии у Ответчика имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по арендной плате за аренду земель сельскохозяйственного назначения в размере 10 272,29 руб.
Таким образом, в Управление Ответчиком были предоставлены недостоверные сведения об отсутствии у него задолженности перед бюджетом области, в результате чего ответчик нарушил условия предоставления субсидии.
Направленная в адрес ответчика претензия исх.N 01-14/4055 от 29.11.2018 с требованием о возврате субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства в размере 3 690 998 руб. в течение 30 календарных дней с момента получения требования, оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.01.2019 по 15.03.2019 в размере 35 266,73 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления сельского хозяйства Тамбовской области в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ в том числе установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 78 Кодекса, субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с ч.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 утвержден Порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития сельского хозяйства, на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2018 году и Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы (далее - Порядок).
В соответствии с п.4.1. Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства (далее -Правила) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по действующему в текущем финансовом году на дату принятия решения о предоставлении субсидии договору сельскохозяйственного страхования, а также начисленной и уплаченной сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном финансовом году в полном объеме, в случае непредоставления субсидии в отчетном финансовом году на возмещение затрат, понесенных в отчетном финансовом году: в области растениеводства и животноводства.
В соответствии с п.4.1.2 Правил, одним из условий получения субсидии является отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами.
Согласно п.4.8 Правил несоблюдение условий предоставления субсидии (наличие задолженности перед бюджетом), недостоверность представленной информации является основанием для отказа в её предоставлении.
Согласно п.4.15 Соглашения N 55 от 11.07.2018 в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и Соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с Соглашениями, недостоверных сведений, Управление обязуется направить получателю требование о возврате субсидий в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании
В пунктах 4.2 Порядка перечислены документы, подлежащие представлению для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий.
Пунктом 4.2.1 установлено, что для получения субсидии получатель должен представить в Управление: справку о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (представляется получателем). В случае неоднократного в течение текущего финансового года обращения за выплатой субсидии справка о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предоставляется один раз в квартал; справку (сведения) о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (в случае представления получателем самостоятельно).
Пунктом 4.2.1 Правила также установлено, что Управление запрашивает у налогового органа в порядке межведомственного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов - на дату подачи заявления.
Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля (п.4.12 Правил).
В случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и соглашением, Управление направляет получателю требование о возврате субсидий в бюджет Тамбовской области. Субсидии подлежат возврату получателем в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Управление принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в бюджет Тамбовской области в порядке, установленном действующим законодательством (п.4.13 Правил).
Таким образом, по условиям Правил, именно на Управление возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями (ООО "Агрофирма "Тамбовская").
Так, в случае непредставления документов, подтверждающих отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, Управление должно было самостоятельно запросить у налогового органа в порядке межведомственного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов - на дату подачи заявления, в случае представления сельскохозяйственными товаропроизводителями соответствующих документов -проверить их в соответствии с п. 4.7 Правил, а в случае обнаружения недостоверных сведений, либо сведений, не соответствующих требованиям Правил - отказать в предоставлении субсидии.
Таким образом, как верно указал суд области, уполномоченный орган обязан был запросить и проверить достоверность представленной обществом сведений, что им сделано не было.
Между тем, только по результатам прокурорской проверки исполнения Управлением бюджетного законодательства, по результатам которой Прокуратурой Тамбовской области вынесено Представление исх.N 7-56-2018/84/69дсп от 01.11.2018, согласно которому Прокуратура потребовала от Управления провести комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возврата неправомерно полученных средств субсидии.
Письмом исх.N 01 -14/4055 от 29.11.2018 Управление сельского хозяйства Тамбовской области потребовало ООО "Агрофирма "Тамбовская" возвратить субсидию в размере 3 690 998 руб., полученную по Соглашению N 55 от 11.07.2018.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения ООО "Агрофирма "Тамбовская" с заявлением о предоставлении субсидии, у Общества имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по оплате пени в размере 10 272,29 руб. Однако, как следует из пояснений представителей сторон, данная задолженность погашена, полностью, что подтверждается платежными поручениями N 1738 от 30.11.2018 на сумму 14,77 руб., N 1739 от 30.11.2018 на сумму 10 257,52 руб.
Апелляционный суд соглашается с мнением суда области о том, что данная сумма пени в размере 10 272,29 руб. является незначительной, какие-либо негативные последствия для государства и Общества не наступили, допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидии имеет формальный характер, требования об ответственности за нарушение, несоразмерны объему заявленных требований.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Факт целевого использования предоставленных ответчику средств истцом не оспаривается.
Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств Управлением не оспорен, цели и задачи государственной программы в целом достигнуты, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
С учетом изложенного, коллегия судей соглашается с мнением суда области о том, что оснований для взыскания правомерно предоставленной ответчику и использованной им по целевому назначению субсидии и, соответственно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Оснований для взыскания с Управления сельского хозяйства Тамбовской области государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2019 по делу N А64-2338/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2338/2019
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: ООО "Агрофирма "Тамбовская"
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5571/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5571/19
14.08.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4690/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2338/19