г. Калуга |
|
21 ноября 2019 г. |
Дело N А83-19229/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ОГРН 1149102120947, ИНН ул. Киевская, д. 1А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (ОГРН 1147746380760, ИНН 7709951312, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (ОГРН 1149102020044, ИНН 9102013904, ул. Залесская, 12, г. Симферополь, Республика Крым, 295021) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-19229/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Управление) от 23.11.2018 N 155-20/05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено с участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Решением от 04.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с нарушением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в результате проведенных Управлением в период с 18.09.2018 по 22.10.2018 мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений Изобильненского водохранилища в отношении ГУП РК "Вода Крыма" выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации (гидроузел Изобильненского водохранилища вблизи с. Изобильное в г. Алушта), которые зафиксированы в акте проверки от 22.10.2018 N 36-20/05.
14.11.2018 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 155-20/05 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что для составления протокола об административном правонарушении не были допущены представители ГУП РК "Вода Крыма" Акопян Г.Г., действующий на основании доверенности от 12.09.2018 N 266, Ерофеева П.С., действующая на основании доверенности от 03.09.2018 N 261/1, ввиду отсутствия у них полномочий на представление интересов предприятия в Управлении.
23.11.2018 в отношении предприятия вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 155-20/05, согласно которому ГУП РК "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
Статьей 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо. При этом полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 4 пункта 24 постановления от 02.06.2004 N 10 (далее - Постановление N 10), в которых указано, что Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела следует, что уведомление о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении на 14.11.2018 на 12 час. 00 мин. получено предприятием 12.11.2018, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие было извещено надлежащим образом.
На составление протокола 14.11.2018 явились представители предприятия Акопян Г.Г., действующий на основании доверенности от 12.09.2018 N 266, Ерофеева П.С., действующая на основании доверенности от 03.09.2018 N 261/1, вместе с тем указанные представители не были допущены к участию в составлении протокола.
Основанием к отказу в участии в деле об административном правонарушении при составлении протокола послужил вывод Управления, что в представленных доверенностях отсутствуют указания на наличие у Акопяна Г.Г. и Ерофеевой П.С. полномочий на участие в конкретном административном деле в Межрегиональном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю.
Согласно указанным доверенностям Акопян Г.Г. уполномочен защищать права и представлять интересы предприятия в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ерофеева П.С. в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по РК и г. Севастополю.
При этом, явка представителей предприятия свидетельствует о желании лица, привлекаемого к административной ответственности, принимать участие при составлении протокола, давать пояснения, знакомиться с материалами дела, реализовать свои права, предусмотренные действующим законодательством.
При наличии надлежащего извещения предприятия о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, представленные доверенности Акопян Г.Г. и Ерофеевой П.С. при их явке в административный орган должны рассматриваться как документы, удостоверяющие их полномочия на представление интересов предприятия в административном органе в качестве защитника, при этом следует отметить, что в доверенностях отражено их право на представление интересов предприятия.
Представители предприятия не были допущены к участию при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, предприятие, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, через своего представителя в качестве защитника не смогло реализовать свои права, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах неправомерное недопущение административным органом к участию в составлении протокола об административном правонарушении представителей предприятия с надлежащими полномочиями безусловно свидетельствует о лишении предприятия гарантий защиты, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, в том числе, воспользоваться помощью защитника, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое постановление является незаконным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют представленным доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-19229/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.