г.Калуга |
|
5 ноября 2019 г. |
Дело N А35-9355/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. |
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А35-9355/2018,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - заявитель, Комитет, КУМИ г.Курска) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, ответчик) о признании незаконным решение об отказе Управления Росреестра по Курской области в государственной регистрации собственности за МО "Город Курск" на нежилое помещение, площадью 17,4 м?, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 03.09.2018 N 46/001/001/2018-25672; об обязании Управления Росреестра по Курской области зарегистрировать право собственности за МО "Город Курск" на нежилое помещение, площадью 17,4 м?, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2019 требования Комитета удовлетворены в полном объеме, признано незаконным решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации собственности за МО "Город Курск" на нежилое помещение, площадью 17,4 м?, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 03.09.2018 N 46/001/001/2018-25672. На Управление Росреестра по Курской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности за МО "Город Курск" на нежилое помещение, площадью 17,4 м?, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Управление Росреестра по Курской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, полагая, что сведения в реестре о праве собственности на помещение за ОАО "Курскагромаш" отсутствуют, а ссылка суда первой инстанции на пункты 60-62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является необоснованной, т.к. отсутствует заявление продавца. Кроме того, не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие ранее возникшего права. Акт приема передачи объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения от 17.12.2004 не является документом, подтверждающим право собственности. В представленных в качестве правоустанавливающих документов решении Курского городского Собрания от 19.11.2004 N 52-3-РС, Постановлении администрации города Курска от 16.12.2004 N 3117, акте приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения от 17.12.2004 информация, позволяющая идентифицировать помещение, за регистрацией права на которое обратился заявитель, отсутствует.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Доводы Управления о невозможности идентификации объекта по представленным документам, также являются не обоснованными - объект внесен в муниципальный реестр, стоит на кадастровом учете с 13.11.2011 и представляет собой нежилое помещение, площадью 17,4 м, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9.
Определением от 16.10.2019 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 30.10.2019.
Судом округа, определением от 29.10.2019, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для рассмотрения кассационной жалобы произведена замена судьи Шелудяева В.Н. на судью Бессонову Е.В. Жалоба слушается с самого начала.
Стороны по делу представителей в судебное заседание не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании решения Курского городского Собрания от 19.11.2004 N 52-3-РС "О приеме в муниципальную собственность города Курска имущества, являющегося собственностью ОАО "Курскагромаш", постановления Администрации города Курска от 16.12.2004 N 3117 "О приеме имущества в муниципальную собственность города Курска и на техническое обслуживание" возникло право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Согласно акту приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения от 17.12.2004 ОАО "Курскагромаш" в лице генерального директора Куликова А.В. передало, а КУМИ г.Курска и Комитет ЖКХ г.Курска приняли следующее имущество в муниципальную собственность города Курска и на техническое обслуживание: общежитие с подвалом и нежилым помещением по адресу: г.Курск, ул.Пигорева, д.9.
Таким образом, со стороны ОАО "Курскагромаш" имелось волеизъявление о передаче имущества в муниципальную собственность.
Определением Арбитражного суда Курской области от 16.11.2011 заявление Банка ВТБ (ОАО) о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Курскагромаш" принято арбитражным судом к рассмотрению в рамках дела N А35-13130/2011.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.02.2012 (резолютивная часть решения объявлена 07.02.2012) по делу N А35-13130/2011 ООО "Курскагромаш" признано несостоятельным (банкротом), как отсутствующий должник. В отношении общества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена - Евдокимова А.А., член НП "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Определением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2012 конкурсное производство в отношении ООО "Курскагромаш" завершено, что в свою очередь явилось основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Спорное имущество находится в реестре муниципального имущества города Курска, что подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества города Курска от 03.10.2018.
23.05.2018 КУМИ г.Курска подано в Управление Росреестра по Курской области заявление о государственной регистрации права собственности за МО "Город Курск" на нежилое помещение, площадью 17,4 м, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенное по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9.
В качестве правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости представлены: решение Курского городского Собрания от 19.11.2004 N 52-3-РС "О приеме в муниципальную собственность города Курска имущества, являющегося собственностью ОАО "Курскагромаш", постановление Администрации города Курска от 16.12.2004 N 3117 "О приеме имущества в муниципальную собственность города Курска и на техническое обслуживание", акт приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения от 17.12.2004.
После проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов 04.06.2018 за номером 46/001/001/2018-25672 Комитет получил письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до 03.09.2018.
Уведомлением от 03.09.2018 N 46/001/001/2018-25672 Управление Росреестра по Курской области отказало Комитету в государственной регистрации на основании статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Отказ Управления мотивирован следующим: отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕРГН) записи о праве собственности ООО "Курскагромаш" на вышеназванные сооружения; отсутствие заявления ООО "Курскагромаш".
Посчитав решение об отказе Управления незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением, где решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019, требования Комитета удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением Управление Росреестра по Курской области обратилось кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы.
Верно применяя положения статьи 198 АПК РФ, суды правомерно руководствуясь следующим.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав помимо договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2), являются также акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6) и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Как следует из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Уведомлением от 03.09.2018 N 46/001/001/2018-25672 Управление Росреестра по Курской области отказало Комитету в государственной регистрации на основании статьи 29 Закона N 218-ФЗ. Отказ Управления мотивирован следующим: отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕРГН) записи о праве собственности ООО "Курскагромаш" на вышеназванные сооружения; отсутствие заявления ООО "Курскагромаш". Дополнительно в жалобе управление ссылается на невозможность идентификации спорного объекта недвижимости по представленным документам.
Законом N 218-ФЗ не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации и при отсутствия зарегистрированного права на объект недвижимого имущества у ликвидированной стороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Как верно указано судами в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ (действовавшего до 01 января 2017 года) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, законодателем было установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу обозначенного Федерального закона являются действительными независимо от их регистрации.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 ГК РФ, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда. Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данные выводы согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 1395/09.
Как следует из совокупности норм пунктов 60 - 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статей ГК РФ. Если одна сторона уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 ГК РФ, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности и при указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда. Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности и отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца подлежит обжалованию в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, решение о государственной регистрации перехода права собственности по сделке может быть принято как по делу об оспаривании отказа регистрирующего органа в осуществлении этой государственной регистрации, так и по результатам рассмотрения требований, заявленных к регистрирующему органу по правилам искового производства.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы управления о том, что препятствием для регистрации права муниципальной собственности являются: отсутствие в реестре зарегистрированного права собственности за ОАО "Курскагромаш" и его правопредшественником, а также ликвидация указанных лиц, подлежат отклонению.
Так же не могут быть приняты доводы жалобы о том, что для государственной регистрации не были представлены документы, подтверждающие право собственности ОАО "Курскагромаш".
Судами на основании материалов дела установлено, что право собственности на здание общежития, возведённого в 1949 году подтверждено решением Курского городского Собрания от 19.11.2004 N 52-3-РС "О приеме в муниципальную собственность города Курска имущества, являющегося собственностью ОАО "Курскагромаш", постановлением Администрации города Курска от 16.12.2004 N 3117 "О приеме имущества в муниципальную собственность города Курска и на техническое обслуживание", актом приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения от 17.12.2004, выпиской из реестра муниципальной собственности, отсутствием зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества со стороны иных лиц. Кроме того, судами установлено, что обязанности ОАО "Курскагромаш" по передаче имущества в муниципальную собственность исполнены.
Таким образом, отказ в регистрации прав муниципальной собственности на отдельные помещения здания общежития, площадью 17,4 м, на 1 этаже, кадастровый номер 46:29:103022:1399, расположенные по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Пигорева, д.9 со стороны управления не соответствовал упомянутым нормам права и противоречит принципу правовой определенности.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А35-9355/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указано судами в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ (действовавшего до 01 января 2017 года) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, законодателем было установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу обозначенного Федерального закона являются действительными независимо от их регистрации.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 ГК РФ, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда. Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данные выводы согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 1395/09."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 ноября 2019 г. N Ф10-4224/19 по делу N А35-9355/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4224/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4224/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4224/19
17.06.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3363/19
26.03.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9355/18