г.Калуга |
|
6 ноября 2019 г. |
Дело N А83-17403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при участии:
от индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны; Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; общества с ограниченной ответственностью "СК "Авангард"- не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-17403/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Салех Ольга Викторовна (далее - предприниматель, ИП Салех О.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - административный орган, Госкомрегистр) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 105 000 рубля.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СК "Авангард" (далее - ООО "СК "Авангард").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019, требование удовлетворено.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Госкомрегистр обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 02.08.2018 N64 администрацией Симферопольского района Республики Крым поведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании ИП Салех О.В. земельных участков, расположенных по адресам: ул. Евпаторийская, д. 23, "а", "г" в с. Родниково, Симферопольский район Республики Крым. Проведение проверки согласовано с прокуратурой Симферопольского района на основании решения от 03.08.2018 N 27-234в-2018.
По результатам проверки составлен акт от 24.08.2018 N 85, которым установлено, что на момент проверки на территории, расположенной в кадастровом квартале 90:12:150103 по адресу: Симферопольский район Республики Крым, с. Родниково, ул. Евпаторийская, 23 "г", осуществлялась хозяйственная деятельность с признаками складирования и промывки инертных материалов (песка): на участке находились неустановленные лица, отказавшиеся предъявить какие-либо документы; на территории земельного участка размещена различная техника, в том числе, установка с конвейерной лентой для подачи инертных материалов, тяжелый грузовой транспорт; на прилегающей территории с внешней стороны бетонного забора вырыты три котлована, заполненные водой, к ним выведены трубы с территории обследуемого земельного участка и регулярно осуществляется подача жидкости и ее сброс через отведенные из котлованов трубы; выявлено складирование инертных материалов (песка) на территории земельного участка с кадастровым номером 90:12:150103:34219, прилегающей со стороны проезда (грунтовой дороги) к обследованной территории по адресу: Симферопольский район Республики Крым, с. Родниково, ул. Евпаторийская, 23 "г". Установлено, что Администрацией Родниковского сельского поселения как собственником земель представлено заключенное с предпринимателем соглашение о плате за фактическое землепользование на территории муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района от 01.07.2017 N 44 и постановление Администрации Родниковского сельского поселения от 07.11.2017 об утверждении схем расположения земельных участков, которым установлена обязанность предпринимателя как пользователя земельных участков площадью 11 915 кв. м, расположенных по адресам: с. Родниково, ул. Евпаторийская, д. 23 "а" (стройдвор) и ул. Евпаторийская, д. 23 "г" (БЗУ) оплатить фактическое использование земельных участков в сумме, эквивалентной размеру арендной платы 24 672, 67 руб. в месяц с учетом коэффициента инфляции за период с 01 июля 2017 года до даты государственной регистрации права на указанный земельный участок или на период действия разрешения на осуществление предпринимательской деятельности. К акту приложено упомянутое выше соглашение о плате за фактическое землепользование от 01.07.2017.
Материалы проверки направлены в Госкомрегистр, которым 19.09.2018 в отношении ИП Салех О.В. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Ранее - 18.09.2018 от ИП Салех О.В. поступило письменное ходатайство об отложении составления протокола на более позднюю дату, в удовлетворении которого отказано определением административного органа от 18.09.2018.
17.10.2018 года должностным лицом Госкомрегистра вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 368. ИП Салех О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, верно применив положения статьи 210 АПК РФ, суды обоснованно указали на отсутствие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, принимая во внимание следующее.
Статьей 7.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в самовольном занятии земельного участка или его части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Судами верно обращено внимание, что диспозиция данной статьи не охватывает деяние по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Верно применяя совокупность положений статей 40, 41, 43 ЗК РФ и статей 262, 264 ГК РФ, суды указали, что право пользования соответствующим земельным участком принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником. К таким лицам в соответствии со статьями 5, 41 ЗК РФ относятся землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного лица), выраженной в установленном порядке.
Судами на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств было установлено, что земли, расположенные в кадастровом квартале 90:12:150103 на территории муниципального образования Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (с. Родниково, ул. Евпаторийская, л. 23 "г"), являются землями муниципального образования Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
21.06.2017 предприниматель обратилась в Администрацию Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлениями о предоставлении ей земельных участков без проведения торгов и о заключении соглашения о плате за фактическое землепользование до государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Последняя в 2017 году выразила согласие собственника на использование заявителем части земель, расположенных по указанному адресу, утвердив 07.11.2017 схемы расположения земельных участков по заявлению предпринимателя, в том числе, участка по адресу: с. Родниково, ул. Евпаторийская, л. 23 "г", установив их границы, поставив земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировав право на него 24.09.2018.
До формирования земельного участка в качестве самостоятельного объекта права, его постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым заключила с предпринимателем соглашение о плате за фактическое землепользование от 01.07.2017, по условиям которого предпринимателю предоставлено право до государственной регистрации права на фактическое использование участка земли площадью 11 915 кв. м по адресу: с. Родниково, ул. Евпаторийская, л. 23 "г" с внесением платы за фактическое пользование землей в размере арендной платы.
Указанные обстоятельства обоснованно расценены судами как выражение собственником муниципальных земель воли на фактическое использование заявителем части муниципальных земель на период времени, необходимый для формирования земельного участка в качестве объекта права и регистрации права муниципальной собственности на него. Принимая во внимание, что пользование землей со стороны предпринимателя по соглашению носило возмездный характер и не являлось самовольным, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для квалификации действий заявителя по ст. 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, судами обоснованно учтено, что расположенное по адресу: с. Родниково, ул. Евпаторийская, л. 23 "г" имущество заявителя (боксы, навесы, дом бригады зерноуборочный, сторожка, уборная, металлические ворота и мощение) на момент проведения проверки было передано в аренду ООО "СК "Авангард". Из письма Администрации N 1304 от 05.10.2018 следует, что деятельность по промывке щебня, следы которой обнаружены в ходе проверки, осуществляет ООО "СК "Авангард". При этом в ходе проверки Администрацией Симферопольского района Республики Крым не представлено доказательств того, что деятельность по промывке щебня по адресу: с. Родниково, ул. Евпаторийская, л. 23 "г" осуществляет заявитель. Проверка проведена Администрацией Симферопольского района Республики Крым без участия представителей предпринимателя или иных, не заинтересованных в исходе дела лиц, в ходе нее не установлена принадлежность техники и оборудования, расположенных на проверяемой территории, не отобраны объяснения работников. Госкомрегистр со своей стороны самостоятельно никаких контрольных мероприятий не провел, не проверил и не опроверг в ходе производства по делу об административном правонарушении доводы заявителя о том, что деятельность по указанному выше адресу осуществляет иное лицо.
В силу совокупности положений статей 64, 201 АПК РФ и статьи 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возлагается решение задач по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо. Соответствующие обстоятельства должны быть подтверждены допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП РФ).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-17403/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.