г.Калуга |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А62-9769/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. |
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Строитель" (г.г.Смоленск, ул.Нарвская, д.19): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Управления Федерального казначейства по Смоленской области (г.Смоленск, ул.Докучаева, д.7): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Управление областных автомобильных дорог" (г.Смоленск, ул.Октябрьской Революции. д.14): Чумаченко М.В. - представитель по доверенности от 01.08.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФК по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А62-9769/2018,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Строитель" (далее - заявитель, учреждение, МКУ "Строитель") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2 и 3 предписания Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - заинтересованное лицо, управление, УФК по Смоленской области) от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2 2934 (с учётом уточнений принятых к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Управление областных автомобильных дорог" (далее - СОГБУ "Смоленскавтодор", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области 15.03.2019 признаны недействительным пункты 2 и 3 предписания УФК по Смоленской области от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенное в отношении МКУ "Строитель", суд обязал Управление Федерального казначейства по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением УФК по Смоленской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, ссылаясь на подтверждение нарушений указанных в пунктах 2 и 3 предписания о безосновательном и неэффективном использовании бюджетных средств при оплате возведения временных титульных зданий и сооружений соответственно по двум контрактам.
МКУ "Строитель" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, так как выбранный сторонами способ расчёта в процентном отношении к стоимости выполненных работ не предусматривал оформления каких-либо документов, подтверждающих фактическое возведение спорных зданий и сооружений. В ходатайстве от 30.08.2019 N 981/99 просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
Смоленское областное ГБУ "Управление областных автомобильных дорог" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылается на возведение всех необходимых временных зданий и сооружений, утрату в силу значительного периода времени необходимых документов субподрядчиком, возможность использования передвижных строительных вагончиков и другого оборудования на правах аренды с включением в расходы арендных платежей, затрат на их перевозку и монтаж.
Рассмотрение кассационной жалобы определением от 25.09.2019 откладывалось на 30.10.2019.
Определением от 29.10.2019 исполняющей обязанности председателя коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Ключниковой Н.В. произведена замена судьи Шелудяева В.Н. на судью Калуцких Р.Г. Жалоба слушается с самого начала.
В судебном заседании 30.10.2019 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 06.06.2019.
До перерыва в судебном заседании представитель Смоленского областного ГБУ "Управление областных автомобильных дорог" возражал в удовлетворении жалобы, пояснил, что стоимость возведения временных зданий и сооружений, подтверждённая журналом работ не может быть рассчитана по смете, так как это не предусмотрено условиями контракта.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзывах на неё, выслушав представителя учреждения, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной отменяет обжалуемые судебные акты в части, с учётом следующего.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Смоленской области на основании приказов Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 23.05.2018 N 187 "О проведении плановой выездной проверки в Муниципальном казенном учреждении "Строитель", от 30.05.2018 N 200 "О внесении изменений в пункты 5 и 6 приказа УФК по Смоленской области от 23.05.2018 N 187 "О проведении плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении "Строитель", от 13.06.2018 N 216 "О продлении выездной проверки муниципального казенного учреждения "Строитель", в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий УФК по Смоленской области в финансово - бюджетной сфере на 2018 год и пунктом 26 Плана контрольных мероприятий ФК в финансово - бюджетной сфере на 2018 год в период с 04.06.2018 по 25.06.2018 проведена в отношении МКУ "Строитель" выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 2021 годы)" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
По ее результатам составлен акт выездной проверки от 25.06.2018 N 1.20-19/30, которым установлены нарушения бюджетного законодательства в части расходования средств федерального бюджета по двум контрактам от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ и от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ, в том числе:
- в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений", пункта 1.6 СНиПЗ.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 Учреждением осуществлена неправомерно оплата за временные титульные здания и сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов), в том числе:
* без документального их подтверждения документами (смета, акты о приемке выполненных работ, акт ввода временного титульного здания или сооружения в эксплуатацию) фактических расходов;
* без принятия их в эксплуатацию рабочей комиссией, включения в состав основных средств с начислением амортизации;
* без фактического несения затрат (их возведения, наличия их на строительной площадке), а также в части завышенной стоимости вследствие неправильного определения стоимости временных зданий и сооружений.
Дополнительно Управление ссылается на то, что порядок взаиморасчётов по средствам на временные здания и сооружения в процентном отношении согласован учреждением и подрядной организацией по обоим контрактам уже после подписания актов выполненных работ, для выполнения работ по контракту на второй этап работ от 10.10.2016 не требовалось возведение новых временных зданий и сооружений, так как в общем журнале работ возведение временных зданий и сооружений отражено за период с 06.07.2016 по 26.07.2016, демонтаж временных зданий и сооружений отражён в журнале в период с 04.11.2016 по 06.11.2016.
Принятие работ по возведению временных титульных зданий и сооружений осуществлена на основании актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2) подписанных в период с 27.07.2016 по 07.12.2016 и справок о стоимости выполненных работ и затрат однако без их конкретизации.
В общем журнале работ отражена информация об объёме возведённых временных титульных зданий и сооружений, при этом их стоимость не определена, так же отсутствует запись о вводе объекта в эксплуатацию. Поэтому в целях проверки достоверности фактически понесённых затрат работником заказчика был составлен сметный расчёт стоимости затрат на возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений, согласно которому фактическая сумма затрат составила 79 776 рублей 26 копеек.
Общая сумма оплаченных заявителем средств на возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений по муниципальному контракту от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске, заключенному между МКУ "Строитель" и СОГБУ "Смоленскавтодор", составила 16 167 983 рубля 76 копеек (в том числе 12 768 022 рубля 78 копеек - за счет средств федерального бюджета).
Общая сумма оплаченных учреждением средств на возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений муниципальному контракту от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (2-й этап), заключенному между МКУ "Строитель" и СОГБУ "Смоленскавтодор", составила 2 050 866 рублей 42 копейки (за счет средств федерального бюджета оплачено 1 301 485 рублей 94 копеек).
По итогам проверки Управлением в адрес заявителя выдано предписание от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934, пунктом 2 которого МКУ "Строитель" предписано возместить средства федерального бюджета в сумме 12 768 022 рубля 78 копеек, оплаченные по контракту от 24.06.2016 за возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического несения затрат на их возведение и разборку, а также без документального подтверждения фактических расходов на объекте "Пятницкий путепровод на станции Смоленск-Центральный", с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета. Срок возмещения - до 19.10.2018.
Согласно пункту 3 данного предписания заявителю надлежало в срок до 19.10.2018 возместить средства федерального бюджета в сумме 1 301 485 рублей 94 копейки, оплаченные по контракту от 10.10.2016 за возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического несения затрат на их возведение и разборку, а также без документального подтверждения фактических расходов на объекте "Пятницкий путепровод на станции Смоленск-Центральный", с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета.
Учреждение, полагая пункты 2 и 3 предписания от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934 незаконными и нарушающими его права в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области 15.03.2019, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019, признаны недействительным пункты 2 и 3 предписания УФК по Смоленской области от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенное в отношении МКУ "Строитель", суд обязал Управление Федерального казначейства по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением и постановлением УФК по Смоленской области обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа удовлетворяет кассационную жалобу в части пункта 3 предписания с учётом следующего.
С учётом положений статьей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статья 740 ГК РФ предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Из пункта 1 статьи 746 ГК РФ следует, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (статья 753 ГК РФ).
По обстоятельствам настоящего дела между МКУ "Строитель" (заказчик) и СОГБУ "Смоленскавтодор" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ (в редакции дополнительного соглашения от 02.12.2016 N 7) на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (1 очередь) на сумму 252 693 047 рублей, в том числе с использованием средств федерального бюджета (далее - контракт от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ содержание, объем и стоимость работ определяется проектной документацией (приложение N 1), расчетом стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение N 2), перечнем документов, представляемых подрядчику при передаче заказчику результата выполненных работ (приложение 3).
Из пункта 2.2 контракта от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ следует, что цена контракта включает стоимость строительных работ, транспортные расходы, стоимость оборудования и материалов, плату за негативное воздействие на окружающую среду, за электроэнергию, теплоснабжение, иные коммунальные услуги, потребленные при строительстве объекта, а также прочие затраты и издержки, в том числе налоги, сборы, которые подрядчик обязан оплачивать в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно пункту 2.3 контракта от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Оплата работ по строительству производится на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
В соответствии с проектно-сметной документацией "Реконструкция Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный", получившей положительное заключение государственной экспертизы ОГАУ "Смоленскгосэкспертиза" от 12.04.2016 N 67-1-1-2-0073-16, стоимость временных зданий и сооружений определена согласно ГСН 81-05-01-2001 в процентах от стоимости строительно-монтажных работ и составляет 8,08% (том 4 л.д.110).
В пункте 7 расчета стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение N 2 к контракту от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ) в цену контракта включена стоимость временных зданий и сооружений, равная 8,08% от стоимости строительно-монтажных работ.
В соответствии с дополнительным соглашением от 02.12.2016 N 7 раздел 2 контракта от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ дополнен пунктом 2.5 следующего содержания: "Расчеты за временные здания и сооружения производятся по установленным нормам в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ, предусмотренных сметной документацией. При этом документальное подтверждение расходов, связанных со строительством временных зданий и сооружений не производятся".
Помимо этого между МКУ "Строитель" (заказчик) и СОГБУ "Смоленскавтодор" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (2 очередь) (далее - контракт от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2016 N 4) на сумму 37 088 091 рубль 91 копейка, в том числе с использованием средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ содержание, объем и стоимость работ определяется проектной документацией, а также согласованными сторонами расчетом стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение N 1), перечнем документов, представляемых подрядчику при передаче заказчику результата выполненных работ (приложение N 2).
При этом условия контракта от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ, изложенные в пунктах 2.2, 2.3, аналогичны соответствующим условиям контракта от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ.
Оплата работ по строительству производится на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
В пункте 7 расчета стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение N 1 к контракту от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ) в цену контракта включена стоимость временных зданий и сооружений, равная 8,08% от стоимости строительно-монтажных работ.
Таким образом, проанализировав проектно-сметную документацию, результаты её государственной экспертизы, условия контрактов суды пришли к обоснованному выводу, что несмотря на внесение изменений в контракты, которые при этом не изменили их цену, изначально и на весь период срока действия контрактов между сторонами была достигнута договоренность о расчёте за временные здания и сооружения в процентах от стоимости строительно-монтажных работ и составляющую 8,08%.
Также и фактически согласно материалам дела учреждением расчеты за временные здания сооружения производились в составе общих расходов по данным объектам на основании составленных КС-2 по установленным нормам (8,08% от стоимости строительно-монтажных работ) без расшифровки в актах состава временных сооружений).
Руководствуясь пунктами 3.1, 4.83 "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика определения стоимости строительной продукции), пунктов 3.1-3.7 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, который включен в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Минстроем России в соответствии с частями 3, 4 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что предусмотренный сторонами порядок расчётов по установленным нормам, а не по фактическим затратам не противоречил нормам действующего законодательства, был предусмотрен контрактами и применялся от начала и до окончания строительства. Кроме того, согласно МДС 81-35.2004 расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями. Одновременное использование указанных способов не рекомендуется, сумма средств определяется одним из вышеуказанных способов.
Возможность применения порядка проведения расчетов за временные здания и сооружения по установленной норме подтверждается также письмами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 N 11402-СК/08, от 23.06.2009 N 19269-ИП/08 и от 20.10.2009 N 34541-ИП/08, в которых указано, что выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) устанавливается договором подряда.
В этой связи довод УФК о приёмке заказчиком работ без документального их подтверждения документами (смета, акты о приемке выполненных работ) подлежит отклонению, как не основанный на нормах права. Выбор способа расчетов за построенные временные здания (сооружения) по нормам освобождает подрядчика от представления обычного комплекта документов, в противном случае, указанные способы расчетов ничем друг от друга бы не отличались.
Пунктом 4.83 Методики определения стоимости строительной продукции к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Согласно приложению N 2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе: аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2); перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4); амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов) (пункт 5), временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7); специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах (пункт 23); устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26), электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы, временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках, устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке.
Согласно представленному в материалы дела проекту организации строительства 2014-МКУ-ПОС (Проектная документация раздел 5) организационно технологическая схема реконструкции линейного объекта предполагает производство работ в два этапа. На первом этапе работы ведутся с левой стороны путепровода и подходов, на втором этапе работы ведутся с правой стороны путепровода и подходов. Расположение строительной площадки предусмотрено с правой стороны за путепроводом. На строительной площадке располагаются все необходимые для производственного процесса помещения (прорабская, бытовое помещение для рабочих, склад мелкого оборудования и инвентаря вагонного типа и др.) Электроснабжение строительных работ и строительной площадки на период производства работ предусмотрено от передвижных электростанций, водоснабжение для санитарно-бытовых целей и для строительных работ предусматривается привозной водой. Воздухоснабжение строительных работ предусматривается от передвижных компрессоров. Согласно приложенной схеме строительной площадки, экспликации зданий и сооружений на площадке размещаются прорабская, жилые здания контейнерного типа, открытый склад материалов, пожарный щит, ящик с песком, биотуалет, прожекторы.
Ведение журнала производства работ (РД-11-05-2007) предусматривает последовательное отражение всех видов работ, в том числе, по возведению титульных временных зданий (сооружений).
Как установлено судами в акте проверки УФК отражено, что согласно общему журналу работ на объекте капитального строительства осуществлён: монтаж временных жилых зданий контейнерного типа БК-1 в количестве 10 шт., погрузка и перевозка временных жилых зданий контейнерного типа БК-1 в количестве 10 шт. на расстояние 10 км., монтаж временных склад контейнеров в количестве 1 шт., погрузка и перевозка временных склад контейнеров в количестве 1 шт. на расстояние 10 км., устройство электроснабжения временных жилых зданий контейнерного типа в количестве 352,8 м, устройство теплоснабжения временных жилых зданий контейнерного типа в количестве 352,8-м
, монтаж передвижной электростанции, погрузка и перевозка передвижной электростанции 1 шт. на расстояние 10 км, устройство санитарных помещений (биотуалетов) в количестве 2 шт., погрузка и перевозка санитарных помещений (биотуалетов) 1 шт. на расстояние 10 км, устройство пункта приёма пищи контейнерного типа в количестве 1 шт., погрузка и перевозка пункта приёма пищи контейнерного типа 1 шт. на расстояние 10 км. Помимо этого в журнале работ отражён так же последующий демонтаж вышеперечисленных зданий и сооружений.
Выводов о том, что журналом производства работ не подтверждено возведение предусмотренных проектом организации строительства временных зданий и сооружений ни акт проверки, ни оспариваемое предписание УФК не содержат.
Как указано ранее, утвержденные постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 "Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001" в соответствии с введением обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней.
В пунктах 1.2 и 1.3 ГСН 81-05-01-2001 установлено, что сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 сводного сметного расчета стоимости строительства. При этом сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах, в том числе, строительной площадки, отведенной в натуре под строительство, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа.
Следовательно, указанным сборником не установлена возможность одновременного учета затрат на титульные временные сооружения по отдельной смете и по нормам ГСН 81-05-01-2001.
С учетом изложенного ссылка в кассационной жалобе управления на локальный сметный расчет фактической стоимости затрат на возведение и разборку временных зданий и сооружений, составленный инженером-сметчиком МКУ "Строитель" и представленного в материалы дела (т. 3, л. 130-132), согласно которому фактическая сумма затрат подрядчика составила 79 776 рублей 26 копеек, подлежит отклонению.
Помимо этого, суд округа считает, что судами первой и апелляционной инстанции правомерно и обоснованно отклонен довод управления о том, что оплата за временные здания и сооружения осуществлена заказчиком без принятия их в эксплуатацию рабочей комиссией, включения в состав основных средств с начислением амортизации, без составления акта ввода временного титульного здания или сооружения в эксплуатацию.
По мнению УФК по Смоленской области, так как титульные временные здания и сооружения являются основными средствами заказчика их оплата должна производится за фактически построенные временные здания и сооружения, они должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно) в порядке, установленном для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости посредством начисления амортизации или износа.
В ходе проведения плановой выездной проверки управлением факта ввода титульных временных зданий и сооружений в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно), с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости посредством начисления амортизации или износа, не установлено, при этом осуществлена оплата за титульные временные здания и сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического (документального) подтверждения несения затрат.
Соответственно, по мнению управления, неотражение построенных титульных временных зданий и сооружений в бухгалтерском учете свидетельствует о неправомерной оплате за счет средств федерального бюджета невыполненных строительных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений.
Действительно, согласно пункту 3.4 "Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001" построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
При этом учреждение и СОГБУ "Смоленскавтодор" руководствовалось Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее - Положение N 160), инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) и инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
Подпунктом "а" пункта 3.1.8 Положения N 160 предусмотрено, что временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и по их вводу в эксплуатацию зачисляются в составе основных средств на баланс застройщика.
В случае передачи временных титульных сооружений в безвозмездное пользование подрядчику учреждением оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Сооружения, передаваемые в безвозмездное пользование, не выбывают из состава основных средств учреждения. В учете передающей стороны (казенного учреждения - заказчика) операция по безвозмездной передаче подрядчику временного титульного сооружения отражается внутренней записью по дебету и кредиту счета 1 101 33 310. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества учитывается на забалансовом счете 26 (пункты 33, 383 Инструкции N 157н, пункт 7 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 17.12.2015 N 02-06-10/74329).
Однако, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся Департаментом Смоленской области по строительству и ЖКХ до ОГКУ "УКС Смоленской области" конкретно на затраты, связанные со строительством данных объектов.
Лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений как отдельных основных средств в "Областной адресной инвестиционной программе" не предусмотрены.
Поэтому в бухгалтерском учете заказчика временные (титульные) здания и сооружения отражены в составе общих строительно-монтажных работах и оплачены в соответствии с доведенными ассигнованиями по данным объектам.
Согласно пункту 130 Инструкции N 157н операции по формированию (выбытию) фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 КС ООО "Вложения в основные средства", с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае временные здания и сооружения не подлежали внесению в состав основных средств МКУ "Строитель", в связи с чем пункты 33, 85, 86 Инструкции N 157н в данном случае не применимы.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции верно учли, что инвестиционные проекты рассчитаны на реализацию в течение длительного времени, то есть титульные временные здания (сооружения)) подлежат поэтапному строительству, в связи с чем включение их в состав основных средств до полного окончания строительства в любом случае невозможно, оплата производится в заранее согласованном размере 8,08 стоимости в составе каждого подписанного акта формы КС-2.
То обстоятельство, что временные здания и сооружения не были зачислены в основные средства учреждения, не отменяет того факта, что соответствующие работы фактически были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком, но это привело к неэффективному и нецелевому использованию бюджетных средств.
Вместе стем, суд округа считает частично обоснованным довод кассационной жалобы управления о том, что часть оплаты за временные титульные здания и сооружения осуществлена без фактического несения затрат (их возведения, наличия их на строительной площадке).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции инстанции пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае факт выполнения работ по возведению титульных временных зданий (сооружений) подтвержден материалами дела, в том числе Общим журналом работ (т. 3, л.д.68-105).
Такой вывод нельзя признать достаточно обоснованным и соответствующим материалам дела.
Так, согласно Общему журналу работ возведение временных зданий и сооружений отражено за период с 06.07.2016 по 26.07.2016, демонтаж временных зданий и сооружений отражён в журнале в период с 04.11.2016 по 06.11.2016. Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонён довод управления, что демонтаж временных зданий и сооружений не может относиться к контракту от 24.06.2016 N 2/2016-МКУ в связи с тем, что заявителем был заключен Контракт от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ, по условиям которого выполнялся второй этап выполнения работ "Реконструкция Пятницкого путепровода на станции "Смоленск-Центральный", как несостоятельный, поскольку в указанных контрактах обозначено возведение временных зданий и сооружений, следовательно, и их демонтаж. По состоянию на 06.11.2016 контракт от 24.06.2016 продолжал своё действие.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что отражённые в Общем журнале работы по возведению и демонтажу временных зданий и сооружений связаны с исполнением контракта от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ. Отсутствие соответствующих записей в журнале не свидетельствует однозначно об отсутствии фактического возведения необходимых временных зданий и сооружений по контракту от 10.10.2016 N 14/2016-МКУ, однако МКУ "Строитель" не представлено ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства каких-либо иных доказательств подтверждающих фактическое выполнение спорных работ. Проект организации строительства так же не содержит указаний на возведение каких-либо дополнительных зданий и сооружений в ходе второго этапа строительных работ.
В любом случае, несмотря на различные способы взаиморасчетов за временные здания и сооружения, они должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения в соответствии с требованиями пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 (письмо Минрегионразвития от 23.06.2009 N 19269-ИП/08).
В части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Части 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному и правомерному выводу о том, что оспариваемый пункт 2 предписания УФК по Смоленской области от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенного в отношении МКУ "Строитель", являются незаконными и подлежит отмене, в указанной части оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вместе с тем требования МКУ "Строитель" о признании недействительным пункта 3 предписания удовлетворению не подлежат, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами, опровергаются результатами проверки управления, и в этой части судебные акты подлежат отмене, жалоба управления удовлетворению.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Смоленской области удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А62-9769/2018 отменить в части удовлетворения требований муниципального казенного учреждения "Строитель" о признании недействительным пункта 3 предписания Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 24.07.2018 N 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенного в отношении муниципального казенного учреждения "Строитель".
В удовлетворении требований муниципального казенного учреждения "Строитель" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 по делу N А62-9769/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.