г. Калуга |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А83-15079/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Власова Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от жилищно-строительного кооператива "Экодом" (г. Ялта, ул. Пушкинская, д. 7, квартира 3, ИНН 9103009851, ОГРН 1149102083085): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Экодом" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2019 года по делу N А83-15079/2018,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Экодом" (далее - кооператив, ЖСК "Экодом") обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - комитет, административный орган) от 06.09.2018 по делу N 39/45-25 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), применив статью 3.4. КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2019 года, в удовлетворении требования ЖСК "Экодом" отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЖСК "Экодом" обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу административным органом не представлен.
До начала судебного заседания от ЖСК "Экодом" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, которое рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено, поскольку в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства и оценивать доказательства, которые не исследовались судами первой и апелляционной инстанций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, комитетом на основании распоряжения от 27.07.2018 N 915-02/3 в отношении ЖСК "Экодом" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 90:25:020101:367 по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, в районе дома N 1, в ходе которой выявлено нецелевое использование земельного участка.
Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:25:020101:367 частично расположен объект незавершенного строительства, высотой - 9 надземных этажей; сведения о вышеуказанном объекте незавершенного строительства в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют. Вышеуказанное здание также расположено на смежном земельном участке с кадастровым номером 90:25:020101:369, собственником которого является лицо, не являющееся субъектом данной проверки.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 07.08.2018.
07.08.2018 административным органом в отношении ЖСК "Экодом" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановлением от 06.09.2018 по делу N 39/45-25 ЖСК "Экодом" привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с рассмотренным в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что в действиях ЖСК "Экодом" имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи.
Субъектами административного правонарушения могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
Предметом правонарушения является конкретный земельный участок, с установленным видом разрешенного использования, границы которого определены и описаны в установленном порядке.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Земельный участок с кадастровым номером 90:25:020101:367, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, в районе дома N 1, площадью 0,0300 га, образован вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером 90:25:020101:52 и принадлежит на праве общей долевой собственности Федоренко Сергею Вадимовичу и Шило Алексею Ивановичу на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.08.2013, соглашения о разделе земельного участка от 20.10.2015, о чем в ЕГРН сделаны соответствующие записи.
15.01.2018 между Федоренко С.В., Шило А.И. (арендодатели) и ЖСК "Экодом" (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка, в соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.2.3 которых арендатор имеет право использовать земельный участок в соответствии с данным договором и действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами, действующими на территории Республики Крым; арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с полученными разрешениями.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:020101:367 имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), при этом в границах данного земельного участка расположен объект незавершенного строительства высотой 9 надземных этажей.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
В соответствии с кодом 2.1 Классификатора вид разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает в себя размещение индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Земельного кодекса Российской Федерации, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, принимая во внимание, что факт нецелевого использования кооперативом земельного участка с кадастровым номером 90:25:020101:367 подтверждается материалами дела, учитывая отсутствие доказательств того, что кооперативом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЖСК "Экодом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Суды исходили из того, что земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства предполагает использование такого земельного участка для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, в связи с чем фактическое использование спорного земельного участка не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка, поскольку не предполагает размещение на таком земельном участке зданий, высотой более 3-х надземных этажей, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10.03.2017 несостоятельна, поскольку данным решением обязанность по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на администрацию не возлагалась. Суд обязал администрацию рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования с учетом установленных судом обстоятельств, так как заявление по существу не рассматривалось, возможность изменения вида разрешенного использования с соблюдением установленной процедуры не исследовалась; выводов о наличии оснований для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка указанное решение не содержит.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны без учета приведенных норм права, из которых следует, что кооператив обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Соблюдение положений приведенного законодательства Российской Федерации зависело от действий самого кооператива.
Судами проверена процедура и срок давности привлечения кооператива к административной ответственности, существенных нарушений положений КоАП РФ не установлено.
Приведенные доводы относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности отклонены судами исходя из разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Суды установили, что факт совершения правонарушения административным органом выявлен 07.08.2018, когда получены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ЖСК "Экодом" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Уплата государственной пошлины по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2019 года по делу N А83-15079/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исходили из того, что земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства предполагает использование такого земельного участка для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур, размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, в связи с чем фактическое использование спорного земельного участка не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка, поскольку не предполагает размещение на таком земельном участке зданий, высотой более 3-х надземных этажей, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Приведенные доводы относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности отклонены судами исходя из разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которыми днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Суды установили, что факт совершения правонарушения административным органом выявлен 07.08.2018, когда получены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ЖСК "Экодом" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 октября 2019 г. N Ф10-5069/19 по делу N А83-15079/2018