г.Калуга |
|
6 ноября 2019 г. |
Дело N А83-15056/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. |
при участии:
от МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от УФАС по Республике Крым и городу Севастополю: не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от ООО "БСК-Строй": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Спутник": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Воробушек": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Колокольчик": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Ласточка": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Зернышко": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Теремок": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Сокол": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от МБДОУ "Сказка": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФАС по Республике Крым и г.Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А83-15056/2018,
УСТАНОВИЛ:
МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконными и об отмене решения от 28.08.2018 и предписания от 28.08.2018 по делу N 06/2891-18 о признании в действиях комиссии заказчика нарушения части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ООО "БСКСтрой"; МБДОУ "Спутник"; МБДОУ "Воробушек"; МБДОУ "Ласточка"; МБДОУ "Колокольчик"; МБДОУ "Зернышко"; МБДОУ "Теремок"; МБДОУ "Сокол"; МБДОУ "Сказка".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение антимонопольной службы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N 06/2891-18 от 28.08.2018 и признал недействительным предписание от 07.08.2018 по делу N 06/2891-18 об устранения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением УФАС по Республике Крым и г.Севастополю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что неправомерно отклонённая заявка ООО "БСК-Строй" содержала предложения, удовлетворяющие потребностям заказчика и соответствовала требованиям аукционной документации.
Иные стороны отзывов, либо пояснений, суду округа не представили.
Определением от 18.09.2019 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 30.10.2019.
Судом округа, определением от 29.10.2019, в порядке статьи 18 АПК РФ, для рассмотрения кассационной жалобы произведена замена судьи Шелудяева В.Н. на судью Калуцких Р.Г. Жалоба слушается с самого начала.
Представители сторон в судебное заседание не явились, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд удовлетворяет требования кассационной жалобы и отменяет обжалуемые судебные акты.
Из материалов дела следует, что 28.08.2018 на заседании Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Крымского УФАС России в присутствии представителей МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" и ООО "БСК-Строй" рассмотрено дело N 06/2891-18 по поданной 22.08.2018 ООО "БСК-Строй" жалобе (л.д.12-17, 91-94 т.1, 13-16 т. 4) на решение комиссии заказчика при проведении аукциона по извещению N 0875300038918000070-1 о недопущении первой части заявки принято и вынесено:
1) решение N 06/2891-18реш, которым жалоба признана обоснованной, действия комиссии заказчика признаны нарушающими часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, решено выдать предписание об устранении нарушений закона и передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.18-20 т. 1, 146-148 т. 5);
2) предписание N 06/2891-18предп, которым возложены обязанности на:
уполномоченный орган и его комиссию - отменить протоколы и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок и дату проведения аукциона, комиссию заказчика - рассмотреть первые части заявок, оператора - назначить время проведения аукциона и уведомить участников об отмене протоколов, новой дате рассмотрения первых частей заявок и о дате и времени проведения аукциона, всем - осуществить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства и сообщить Крымскому УФАС об исполнении предписания; 27.11.2018 определением Крымского УФАС устранена допущенная в предписании описка (л.д.21 -23 т. 1, 111 -112 т. 3, 149-152 т. 5).
Решение и предписание Крымского УФАС России мотивированы тем, что по позиции 4 "Болты с гайками и шайбами строительные" заявка номер 14 составлена в соответствии с документацией о закупке и инструкцией по заполнению заявки, соответственно действия комиссии по её отклонению не соответствовали требованиям Закона.
Как следует из постановления Администрации Сакского района Республики Крым N 636 от 30.12.2016 на МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" возложены обязанности по закупке для муниципальных казенных и бюджетных учреждений Сакского района товаров, работ, услуг (л.д.60-82 т. 1, 104-115 т. 5), для чего создана единая комиссия по осуществлению закупок для муниципальных нужд (л.д.41 т. 3, 124 т. 5).
Из представленной документации по закупке по извещению N 0875300038918000070-1 следует:
31.07.2018 на Национальной электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://etp-ets.ru) размещена информация о проведении 20.08.2018 МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" совместных торгов в форме аукциона в электронной форме заказчиков МБДОУ "Спутник", МБДОУ "Воробушек", МБДОУ "Ласточка", МБДОУ "Зернышко", МБДОУ "Колокольчик", МБДОУ "Теремок", МБДОУ "Сокол", МБДОУ "Сказка" по закупке работ - монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС), системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ) и системы передачи извещений (СПИ) на объектах указанных заказчиков с начальной (максимальной) ценой контракта 11 949 660 рублей (л.д.109-154 т.1, 1-31, 117 т. 2, 33-35 т.4).
Показатели функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик поставляемого товара приведены в разделе IV "Описание объекта закупки (техническое задание)", в пункте 4 которого указано на то, что к болтам с гайками и шайбами строительным предъявляются требования: "Состав комплекта должен быть болт, шайка, шайба. Номинальный диаметр резьбы, мм требуется 12, 16/20, 24. Длина болтов необходима, мм: 50, 60, 65" (л.д.126 т. 1).
В разделе VI Документации об аукционе - Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе указано на то, что в случае, если в наименовании показателя присутствует обобщающее слово или фраза в единственном числе, после которого (-ой) стоит знак ":" и значение параметра эквивалентности разделены через символ "," (запятая), в таком случае участник должен выбрать только одно конкретное значение параметра товара (л.д.26 т.1).
ООО "БСК-Строй" была подана заявка на участие в аукционе, которой присвоен номер 14. В этой заявке участник указал (в том числе) на готовность поставить товар, в частности болты с гайками и шайбами строительные: "Состав комплекта - болт, шайка, шайба. Номинальный диаметр резьбы, мм 12, 20. Длина болтов, мм: 50, 60, 65" (л.д.17-18 т.3, 99-103 т.5).
17.08.2018 единой комиссией заказчиков рассмотрены первые части заявок в аукционе, по результатам которого заявка 14 не допущена к участию в аукционе по несоответствию информации по позиции 4 "Болты с гайками и шайбами строительные", а именно участником не выбран один из предложенных к закупке параметров этого товара - длина болтов, мм: 50, 60, 65, в этой заявке указаны все предложенные параметры длины болтов (л.д.112-116, т.2).
Вместе с заявкой 14 другие заявки также не допущены к участию в аукционе, в связи с чем решением единой комиссии, аукцион признан несостоявшимся.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N 06/2891-18 от 28.08.2018 жалоба ООО "БСК-Строй" признана обоснованной. Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 28.08.2018 N 06/2891-18, согласно которому предписано отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Закупки, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке.
Предписание со стороны заказчика исполнено, 15.10.2018 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона.
Не согласившись с решением от 28.08.2018 и предписанием от 28.08.2018 МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019, заявленные требования удовлетворены, поскольку суды пришли к выводу, что обобщающим словом или фразой в единственном числе, после которого стоит знак ":" является слово "длина", а не слово "болты" или фраза "длина болтов".
Не согласившись с решением и постановлением УФАС по Республике Крым и г.Севастополю обратилось с кассационной жалобой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред.от 03.08.2018, далее Закон N 44-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ устанавливает обязанность аукционной комиссии проверить первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно частям 3 и 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При рассмотрении жалобы ООО "БСК-Строй" о недопущении первой части заявки для участия в аукционе управление пришло к выводу, что решение комиссии заказчика не соответствует части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, согласно которой отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается. Таким образом, управление посчитало, что у комиссии заказчика не имелось оснований считать информацию в заявке общества несоответствующей требованиям документации об аукционе, либо полагать необходимую информацию отсутствующей.
Суд округа считает, что у судов первой и апелляционной инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого решения управления не соответствующим Закону N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами об описании объекта закупки, указав функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, правовой целью недопущения первой части заявки ООО "БСК-Строй" для участия в электронном аукционе являлось несоответствие изложенного в ней предложения потребностям заказчика. Соответственно, описание объекта закупки (техническое задание), с учётом Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, должно восприниматься именно с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, а не как его лингвистическое толкование само по себе.
В данном случае описание объекта закупки (техническое задание) допускало, что потребностям заказчика соответствуют болты с гайками и шайбами любой длинны из описанных в задании, то есть как 50 мм, так и 60 мм, и 65 мм. Какого-либо обоснования того, что длина всех болтов должна быть одинаковой со стороны заказчика как на стадии рассмотрения дела в управлении, так и на стадии судебного разбирательства заказчиком не приведено.
Кроме того, утверждение Заказчика о том, что в заявке должно быть указано одно значение из трех приведённых в документации, любое из которых может удовлетворить Заказчика, является не обоснованным, так как изложение в документации параметров товара, используемого при выполнении работ: - "Длина болтов необходима, мм: 50, 60, 65", относится к перечислению неизменных показателей. Учитывая изложенное в Законе о контрактной системе правило описания объекта закупки, подобное изложение в документации параметров товара, используемого при выполнении работ: "Длина болтов необходима, мм: 50, 60, 65", а также отсутствие характеристик диапазонного значения в виде минимальных и максимальных показателей, позволяет считать, что заказчику были необходимы все три неизменных показателя длины болтов.
При таких обстоятельствах первая часть заявки ООО "БСК-Строй", содержащая информацию о готовности поставить товар, в частности болты с гайками и шайбами строительные: "Состав комплекта - болт, шайка, шайба. Номинальный диаметр резьбы, мм 12, 20. Длина болтов, мм: 50, 60, 65" не противоречила требованиям технического задания, не могла быть признана несоответствующей положениям документации.
Соглашаясь с ООО "БСК-Строй" в том, что формулировки, приведенные в инструкции в части значений показателей, предоставляют заказчику и участникам закупки возможность при составлении описания объекта закупки вариативно толковать положения инструкции, суды сослались на то, что документации об электронном аукционе не оспорена, заявок на ее разъяснение не подавалось. Вместе с тем, указанные обстоятельства не создают правовых препятствий для оценки соответствия действий комиссии заказчика требованиям Закона N 44-ФЗ.
Часть 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы по существу, контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Таким образом, у Крымского УФАС имелись основания для удовлетворения жалобы, и признания действий комиссии заказчика несоответствующими требованиям закона, а также для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений закона. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований МКУ "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым не имеется, судебные акты судов первой и апелляционной инстанции подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А83-15056/2018 отменить.
В удовлетворении требований Муниципального казенного учреждения "ЖКХ-РЕСУРС" Сакского района Республики Крым о признании незаконными и отмене решения от 28.08.2018 и предписания от 28.08.2018 по делу N 06/2891-18 о признании в действиях комиссии заказчика нарушения части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.