г. Калуга |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А83-6990/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Власова Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Св-Буд" (ОГРН 1159102032176, ИНН 9102160909, ул. Фруктовая, 25А, кв. 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) - Дацюка В.А. - представителя по доверенности от 01.01.2019, удостоверение адвоката;
от начальника управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора Республики Крым Чаговца Павла Александровича (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860, ИНН 910403751642, ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу А83-6990/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Св-Буд" (далее - заявитель, ООО "Эко-Св-Буд", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство, административный орган) от 20.04.2018 N 0618-010249 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.
Решением суда от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 19.12.2016 Министерство выдало Обществу лицензию серии СИМ N 50628 на пользование недрами с целью разведки и добычи известняков Бурулькайского месторождения, расположенного в Ленинском районе Республики Крым.
Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топографических планов, разрезов приводятся в приложении N 3 к лицензии. Участок недр имеет статус горного отвода. В плане Бурулькайское месторождение разделено на два участка: Северо-Западный и Южный.
На основании приказа Министерства от 28.02.2018 N 449, решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 01.03.2018 N 7/5-341-2018/Нд1192-2018, в период с 13.03.2018 по 19.03.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в области исполнения требований земельного законодательства при осуществлении работ по разведке и добычи известняков Бурулькайского месторождения.
Проверка проводилась в присутствии представителей, директора общества.
На момент проверки было установлено, что на Южном участке проводились горные работы и работы по переработке известняков, а на Северо-Западном участке - вскрышные работы по извлечению вскрышных пород из недр (глин) и отгрузка извлеченных вскрышных пород.
В проверке в качестве эксперта в соответствии с приказом от 28.02.2018 N 449 принимал участие ведущий геодезист Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология" (далее - ГУП РК "Крымгеология") Авдеенко Николай Георгиевич - эксперт в области экспертизы при осуществлении регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения Республики Крым, свидетельство от 02.10.2017 N 1, выданное Министерством.
По результатам обследования Бурулькайского месторождения известняков Авдеенко Н.Г. дано заключение (т. 1, л.д. 141) (с приложениями ситуационного плана месторождения), согласно которому по состоянию на 15.03.2018 установлено следующее.
Общая площадь работ и площадь нарушенных земель на Южном участке (участок N 2) составляет 14,02 га. Добыча горной массы за пределами контура лицензионной площади Южного участка, установленной приложением N 3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭ, производилась на площади 1,91 га. Общая площадь нарушенных земель, включая участки добычи, за пределами контура лицензионной площади Южного участка, установленной приложением N 3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭ, составляет 7,08 га.
Общая площадь работ и площадь нарушенных земель на Северо-Западном участке (участок N 1) составляет 26,49 га. Добыча горной массы за пределами контура лицензионной площади Северо-Западного участка, установленной приложением N 3 к лицензии на пользование недрами, производилась на площади 400 кв. м. Общая площадь нарушенных земель, включая участок добычи и участок с проведенными вскрышными работами и отвалами, за пределами контура лицензионной площади Северо-Западного участка Бурулькайского месторождения, установленной приложением N 3 к лицензии на пользование недрами, составляет 0,74 га.
При сопоставлении результатов обследования участков Северо-Западного и Южного Бурулькайского месторождения известняков, проводившегося комиссионно 13.03.2018-15.03.2018, с заключением ведущего геодезиста ГУП РК "Крымгеология" Авдеенко Н.Г. о результатах обследования 14.03.2018 и 15.03.2018 Бурулькайского месторождения известняков с приложенными ситуационными планами Бурулькайского месторождения известняков, установлен факт выхода (нарушения границ) за пределы границ лицензионной площади, установленной приложением N 3 к лицензии на пользование недрами при разработке Северо- Западного участка и Южного участка Бурулькайского месторождения известняков, что зафиксировано в акте проверки от 22.03.2018 N 4/08.2-16.
По результатам проверки в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.04.2018 N 010249.
20.04.2018 в присутствии директора общества принято постановление N 0618-010249 о привлечении ООО "Эко-Св-Буд" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 900 000 рублей.
Общество, полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, оспорило его в арбитражном суде.
При рассмотрении дела судом первой инстанции по определению от 31.10.2018 была назначена землеустроительная экспертиза, на разрешение эксперта судом были поставлены следующие вопросы:
- определить путем маркшейдерского замера границы горных выработок на Бурулькайском месторождении известняков в Ленинском районе Республики Крым;
- подготовить графическую документацию на момент замера;
- нанести на графическую документацию границу горного отвода и лицензионный контур;
- определить, производились ли работы по добыче полезного ископаемого (пользование недрами) за границами горного отвода и лицензионного контура на Бурулькайском месторождении известняков в Ленинском районе Республики Крым.
Согласно заключению судебной экспертизы от 15.03.2019 N 412/18-Э осмотр Бурулькайского месторождения проводился экспертами 10.01.2019 (т. 5, л.д. 99).
Согласно выводам, имеющимся в этом заключении (т. 5, л.д. 108), на момент проверки экспертами не установлено пользование недрами за границами горного отвода и лицензионного контура на месторождении.
Принимая решение об удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции основывал свои выводы на заключении экспертов от 15.03.2019, посчитав его соответствующим требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и опровергающим выводы, изложенные в заключении эксперта Авдеенко Н.Г. от 21.03.2018.
С такими выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются неправомерными в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие).
Таким образом, привлекая лицо к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из системного толкования приведенных выше норм, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения, то есть его прямую причастность и виновность к выявленным противозаконным деяниям.
В силу части 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Под относимостью доказательств понимается возможность суда исследовать и использовать в процессе только те доказательства, которые имеют значение для данного дела, то есть могут подтвердить или опровергнуть обстоятельства, на которые ссылаются лица, участвующие в деле. Окончательно относимость доказательств определяется судом непосредственно в ходе оценки всех доказательств в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами в нарушение требований статей 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято в качестве доказательства экспертное заключение от 15.03.2019 N 412/18-Э, из содержания которого безусловно следует, что оно давалось почти спустя год после совершения административного правонарушения, которое зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 06.04.2018.
Таким образом, выводы судов о неправомерности привлечения общества к административной ответственности, сделанные на основании экспертного заключения от 15.03.2019, вступают в противоречие с имеющимися в материалах дела доказательствами (акт проверки от 22.03.2018 N 4/08.2-16, заключение эксперта от 21.03.2018, протокол об административном правонарушении от 06.04.2018).
Данные обстоятельства являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить доводы участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу А83-6990/2018 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.