г.Калуга |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А83-19806/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
cудей |
Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым; Администрации города Ялта Республики Крым; общества с ограниченной ответственностью "Луксор - Крым"- не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А83-19806/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" (далее - ООО "Луксор-Крым", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент, уполномоченный орган), Администрации города Ялта Республики Крым (далее - Администрация), о признании недействительным постановления администрации от 23.10.2018 N 2072п об отказе в переоформлении права на земельный участок общей площадью 543 кв. м, кадастровый номер 90:25:070107:1204, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец" и в порядке устранения допущенных нарушений прав общества обязать Администрацию совершить действия, предусмотренные пунктом 13 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, а именно издать соответствующее постановление о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды на основании договора от 27.02.2009 рег.N 04090070009, заключенного сроком на 49 лет; обязать Департамент совершить действия, предусмотренные пунктом 15 названного Порядка, а именно подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды указанного земельного участка и направить его в адрес общества не позднее месяца со дня принятия решения арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2019 заявленные требования общества удовлетворены. Признано недействительным оспоренное постановление Администрации, на Администрацию и Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем подготовки, подписания и направления в адрес общества в трех экземплярах проекта договора аренды земельного участка общей площадью 543 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 90:25:070101:1204, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец", в границах, указанных в кадастровом паспорте. Взысканы с Администрации в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. Разрешен вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета в размере 6000 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019, решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2019 в части признания недействительным постановления Администрации города Ялта Республики Крым N 2072-п от 23.10.2018 "О рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец", в порядке переоформления прав" и возложения обязанности на Администрацию города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" путем подготовки, подписания и направления в адрес общества с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" в трех экземплярах проекта договора аренды земельного участка общей площадью 543 кв. м, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с кадастровым номером 90:25:070101:1204, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец", в границах, указанных в кадастровом паспорте, а также в части взыскания с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Луксор-Крым" судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в сумме 3000,00 руб. отменено. В этой части принят новый судебный акт, в удовлетворении требований ООО "Луксор-Крым" отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом суда апелляционной инстанции, ООО "Луксор-Крым" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить решение суда первой инстанции в силе.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно договору аренды земельного участка от 27.02.2009, заключенному между Симеизским поселковым советом и ЧП "Луксор-Крым" (правопреемник ООО "Луксор-Крым) в соответствии с решением 39-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета от 30.01.2009 N 26, Обществу передан в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 0,0543 га, с кадастровым номером 0111949300:01:002:0125, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец", для строительства и обслуживания торгового комплекса, из земель общего пользования по видам угодий - зеленые насаждения общего пользования. Земельный участок свободен от застройки, объекты недвижимого имущества отсутствуют.
В отношении земельного участка установлены следующие ограничения использования: санитарно-защитная зона инженерно-технических сооружений и коммуникаций (канализация) на земельном участке площадью 0,0030 га; санитарно-защитная зона инженерно-технических сооружений и коммуникаций (электрическая сеть) на земельном участке площадью 0,0261 га; охрана зеленых насаждений на земельном участке площадью 0,0506 га; исторический ареал пгт.Симеиз на земельном участке площадью 0,0543 га.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном на момент его заключения порядке, о чем в Государственном реестре земель Украины сделана запись от 22.04.2009 N 040900700009.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 05.08.2016 N 90-02/2016-387327 земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 90:25:070101:1204, вид разрешенного использования не установлен.
28.03.2017 Общество обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты с заявлением о предоставлении в аренду в порядке переоформления прав указанного земельного участка площадью 543 кв. м с целевым назначением для строительства и обслуживания торгового комплекса, с установлением вида разрешенного использования "магазины".
В связи с неполучением ответа, Общество оспорило бездействие уполномоченных органов в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.05.2018 по делу N А83-21883/2017 признано незаконным бездействие Администрации и Департамента по не рассмотрению заявления общества в установленной Порядком N 313 процедуре. На Департамент возложена обязанность рассмотреть поданное заявление общества.
При рассмотрении заявления Администрацией принято постановление N 2071-п от 23.10.2018 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке переоформления прав в связи с нарушением условий пункта 31 договора аренды земельного участка от 27.02.2009.
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 15.11.2018 N 02-08/4471, направленного Департаменту на его запрос в порядке межведомственного взаимодействия, следует, что место расположения земельного участка противоречит генеральному плану курортного района Большая Ялта, утвержденному постановлением Совета министров АРК N 136 от 15.06.1993 (территория транспортно-дорожной сети (в красных линиях жилой и курортной улицы районного значения).
Не согласившись с постановлением администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным постановление от 23.10.2018 N 2072, суд первой инстанции исходил из того, что такого основания для отказа в переоформлении права аренды как неиспользование земельного участка по целевому назначению ни Порядок N 313, ни Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные решением N 37 от 30.03.2015 Ялтинского городского совета, не содержат.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, пришел к выводу, что предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления прав для целей строительства торгового комплекса за счет земель общего пользования противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Постановление Администрации об отказе в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав в данном случае не нарушает прав общества, поскольку общество не является субъектом права на предоставление в аренду земельного участка, отнесенного к территории общего пользования, для строительства на участке объекта капитального строительства.
Кассационная инстанция, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Специфика рассмотрения споров в рамках Главы 24 АПК РФ предполагает не только безусловное установление нарушения оспариваемым ненормативным актом положений действующего законодательства, а в данном случае формальных требований Порядка N 313 (как это определил суд первой инстанции, сославшись на закрытый перечень оснований к отказу в переоформления прав на спорный земельный участок), но и установление нарушенного права заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре. По указанной причине коллегия отклоняет как необоснованный довод кассатора о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы предоставленных полномочий.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлено, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частью 12 статьи 3 Закона определено, что положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 статьи 3 устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее - Порядок N 313).
Пункт 9 Порядка N 313 предусматривает проверку заявления о предоставлении земельного участка на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, утвержденной до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, в том числе генеральных планов населенных пунктов.
Основания для отказа в удовлетворении заявления, согласно пункту 12 Порядка N 313, содержатся в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, которой (в редакции, действующей на момент принятия спорного постановления) предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; несоответствие места расположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Такие же основания для отказа в удовлетворении соответствующего заявления, поданного в отношении земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта, предусмотрены подпунктом 2 пункта 11 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 4-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30.03.2015 N 37 (далее - ПравилаN 37).
Верно применяя совокупность приведенных норм, апелляционная коллегия обоснованно указала, что мотивы к отказу в предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав, указанные в оспоренном постановлении Администрации (неиспользование земельного участка по целевому назначению) правомерно признаны судом противоречащими региональному законодательству. Действительно, указанная в постановлении Администрации причина не является основанием к отказу в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в порядке переоформления прав, а может являться основанием для расторжения договора аренды.
Тем не менее, принимая приведенные выше положения Главы 24 АПК РФ и их специфику, суд апелляционной инстанции верно указал, что признание не соответствующими закону мотивов отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав, изложенных в постановлении Администрации, не влечет автоматического удовлетворения требования, направленного на получение испрашиваемой муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в аренду для целей строительства объекта капитального строительства.
Далее коллегия правомерно учла, что установленный законодательством переходного периода на территории Республики Крым порядок переоформления ранее возникших прав, в том числе права аренды земельных участков, направлен на приведение действующих договоров аренды в соответствие с требованиями Российского законодательства, с учетом особенностей правового регулирования переходного периода.
Поэтому положения Закона N 38-ЗРК и принятого в его развитие Порядка N 313 не могут применяться в отрыве от положений Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что существенным обстоятельством по настоящему делу является то, по каким основаниям обществу был предоставлен земельный участок, поскольку сама по себе процедура переоформления не предполагает предоставление земельного участка по иным основаниям, нежели те, по которым он был предоставлен первоначально.
В этой связи судом установлено, что по договору аренды от 27.02.2009 Обществу предоставлен земельный участок общей площадью 0,0543 га свободный от застройки, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, в районе кинотеатра "Черноморец", относящийся к землям общего пользования по видам угодий - "зеленые насаждения общего пользования".
Согласно определенным законодательством целям использования территорий общего пользования и запрета на приватизацию данных земель такие земли не могут быть переданы для строительства объектов недвижимости, поскольку их использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, в то время как строительство объекта капитального характера предполагает последующее возникновение исключительного права на приватизацию занятого им земельного участка, что приведет к ограничениям свободного доступа к землям общего пользования.
Запрет на строительство объектов капитального характера на землях общего пользования (землях коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность) в период предоставления в аренду земельного участка был установлен и подпунктом "а" пункта 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины, в связи с чем спорный земельный участок, сформированный за счет территории общего пользования, не мог быть предоставлен в аренду обществу в целях строительства объекта нежилого назначения.
Коллегий принято во внимание, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты от 15.11.2018 N 02-08/4471, испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану курортного района Большая Ялта, утвержденному постановлением Совета министров АР Крым N 136 от 15.06.1993, расположен на территории транспортно-дорожной сети (в красных линиях жилой и курортной улицы районного значения), в связи с чем возможный вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, по коду 12.0 "земельные участки общего пользования".
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 11 статьи 1 названного Кодекса под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Верно применив совокупность данный положений, коллегия обоснованно резюмировала, что перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В итоге, применяя совокупность положений статьи 262 ГК РФ, статьи 1 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ, а также учитывая правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10 и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13, коллегия сделала верный вывод о том, что предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления прав для целей строительства торгового комплекса за счет земель общего пользования противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Одновременно обоснованно указано, что отсутствует нарушенное право заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре, как необходимая составляющая для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Доводы кассатора не опровергают выводы апелляционной коллегии, а выражают лишь несогласие с ней, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А83-19806/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 11 статьи 1 названного Кодекса под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2019 г. N Ф10-5049/19 по делу N А83-19806/2018