г.Калуга |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А83-20348/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Жилищно-строительного кооператива N 71 - не явились, извещены надлежаще;
от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Куртумеровой Ф.Б. - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 71 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А83-20348/2018,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 71 (далее - ЖСК N 71, Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Инспекция по жилищному надзору, Инспекция) от 25.09.2018 N 645.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019, в удовлетворении заявленных требований Жилищно-строительного кооператива N 71 было отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Жилищно-строительный кооператив N 71 обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу решение Арбитражного суда Республики Крым и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Жилищно-строительный кооператив N 71 оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом N 27 по улице Героев Сталинграда в городе Симферополе.
В жилищную инспекцию поступило обращение гражданки Куртумеровой Ф.Б. о ненадлежащем исполнении кооперативом своих обязанностей по содержанию общего имущества вышеуказанного жилого дома.
На основании указанного обращения органом жилищного надзора был издан приказ от 19.09.2018 N 1144 о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению кооперативом обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений при осуществлении управления многоквартирным домом по адресу: ул. Героев Сталинграда, 27. г. Симферополь.
Результаты проведенной проверки оформлены актом от 25.04.2018 N 1038, из которого следует, что в квартире N 69 по ул. Героев Сталинграда, 27 в г. Симферополе имеются следы протекания кровли дома.
Для устранения указанных нарушений Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в адрес Жилищно-строительного кооператива N 71 направлено предписание от 25.09.2018 N 645, которым последнему предложено в срок до 25.10.2019 принять исчерпывающие меры по восстановлению кровельного покрытия (устранению протечек в жилых помещениях, расположенных по адресу: ул. Героев Сталинграда, 27, г. Симферополь).
Не согласившись с вышеназванным предписанием ЖСК N 71 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом (вне зависимости от выбранного собственниками способа управления) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, среди прочего, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда обязана устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, включают в себя, в том числе, проверка кровли на отсутствие протечек, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, факт наличия протечки кровли в жилом доме N 27 по улице Героев Сталинграда в городе Симферополе подтвержден результатами проверки, поведенной жилищной инспекцией, обращением гр. Куртумеровой Ф.Б. - жительница данного дома.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1. Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 387, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым наделена полномочиями на проведение проверок по соблюдению требований жилищного законодательства на территории Республики Крым и принятие решений по устранению выявленных нарушений.
Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных протечек крыши жилого дома.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о законности и обоснованности предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 25.09.2018 N 645, которым на Жилищно-строительный кооператив N 71 возложены обязанность по устранению выявленной протечки крыши в вышеназванном жилом доме.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, заявитель кассационной жалобы считает, что в ходе проверки органом жилищного надзора фат протечки крыши жилого дома не установлен. При этом Жилищно-строительный кооператив ссылается на проведение в 2017 году ремонта кровли спорного жилого дома, что по мнению последнего, исключает возможность протечки крыши в данном доме.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Жилищно-строительный кооператив N 71 также указывает на неисполнимость оспариваемого предписания, ссылаясь на то, что требование органа жилищного надзора о принятии всех исчерпывающих мер по восстановлению кровельного покрытия (устранение протечек в жилые помещения), изложенные в предписании, не содержит в себе перечня видов работ, которые должен провести кооператив.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и суд обоснованно пришел к выводу о том, что характер и перечень работ, направленных на устранение протечки крыши, определяет исполнитель работ, связанных с ее устранением, а поэтому оспариваемое предписание не препятствует последнему определять порядок устранения выявленных дефектов крыши.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А83-20348/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, включают в себя, в том числе, проверка кровли на отсутствие протечек, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
...
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1. Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 387, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым наделена полномочиями на проведение проверок по соблюдению требований жилищного законодательства на территории Республики Крым и принятие решений по устранению выявленных нарушений.
...
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2019 г. N Ф10-5145/19 по делу N А83-20348/2018