город Калуга |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А83-16580/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Южный Берег" (Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45, ОГРН 1159102016259, ИНН 9103062703): Яковлевой А.В. - представителя по доверенности от 15.11.2019;
от Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г. Ялта, пл. Советская, д. 1, ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г. Ялта, пл. Советская, д. 1, ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 21, ОГРН 1149102130275, ИНН 9103015502): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2019 года по делу N А83-16580/2018,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Южный Берег" (далее - СПК "Южный берег", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - департамент), Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 12.02.2016 N 246-п в части установления вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7) для земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:177.
Решением суда Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2019 оспариваемое постановление администрации от 12.02.2016 N 246-п признано недействительным в названной части. Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 решение суда изменено, его резолютивная часть дополнена указанием на обязанность администрации восстановить права и законные интересы заявителя путем определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:177, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45, предоставленного заявителю для ведения товарного сельскохозяйственного производства, в соответствии с Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельный участков и Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (код 1.0).
Администрация, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
СПК "Южный Берег" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить оспариваемое постановление без изменения.
В суде кассационной инстанции представитель СПК "Южный Берег" возражал по доводам жалобы.
Департамент, администрация, а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей указанных лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, оценив доводы кассационной жалобы и письменного отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по договору аренды от 10.09.2008, заключенному с Ялтинским городским советом (зарегистрирован с внесением сведений в Государственный реестр 18.09.2008), СПК "Южный Берег" был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45, общей площадью 1,7780 га, предназначенный для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
По заявлению кооператива о переоформлении прав на вышеуказанный земельный участок, к которому в числе прочих документов был приложен названный договор аренды, администрацией 12.02.2016 принято постановление N 246-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, 45 с сельскохозяйственным производственным кооперативом "Южный Берег" в порядке переоформления". Этим ненормативным правовым актом на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.Ялты возложена обязанность заключить с СПК "Южный Берег" договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание (код 4.7)", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45, общей площадью 17780 кв.м, с кадастровым номером 90:25:010112:177, сроком на 10 лет.
Указанный в постановлении от 12.02.2016 N 246 вид разрешенного использования названного земельного участка - "гостиничное обслуживание" был воспроизведен в заключенном 25.02.2016 между муниципальным образованием городской округ Ялта, от имени которого действовал руководитель Департамента имущественных и земельных отношений, и СПК "Южный Берег" договоре аренды.
Оспаривая постановление администрации от 12.02.2016 N 246-п со ссылкой на то, что установленный в нем вид разрешенного использования арендуемого заявителем земельного участка определен с нарушением закона, СПК "Южный Берег" обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции исходил из того, что постановление администрации от 12.02.2016 N 246-п в части определения вида разрешенного использования земельного участка вынесено не по праву, в связи с чем удовлетворил заявление кооператива. Суд апелляционной инстанции, поддержав вывод о том, что оспариваемый кооперативом ненормативный правовой акт не соответствует закону, вместе с тем изменил решение суда, возложив обязанность на администрацию устранить нарушение прав заявителя указанным в постановлении суда апелляционной инстанции способом.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого постановления суда, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (действовавшей на момент спорных отношений в ред. Федерального конституционного закона от 23.06.2016 N 5-ФКЗ) (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) было предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу пункта 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК предусмотрена обязанность сторон по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, сторон по договору об установлении сервитута, заключивших такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта установлена "Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденными решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 N 37 (далее - Правила N 37).
Согласно пунктам 2, 5 Порядка N 313 переоформление прав на земельный участок в соответствии с данным Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил N 37).
Информация о разрешенном использования земельного участка определяет правовой режим его использования и отражается в сведениях о правах на земельный участок как объекте недвижимого имущества.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Статьей 7 Закона N 38-ЗРК определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение N 378), пунктами 3, 4 которого предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории. В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Согласно пункту 6 Положения N 378 до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 данного Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в Республике Крым осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" (далее - Постановление N 264), с учетом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.
Договор аренды земли (земельного участка) входит в Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденный Постановлением N 264.
В деле представлен ответ от 08.10.2018 Департамента архитектуры и градостроительства города Ялты на обращение СПК "Южный Берег" о том, что по Генеральному плану курортного района Большая Ялта (1993 г.) определить функциональный вид использования территории, в границах которой расположен земельный участок по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45, не представляется возможным.
Указанный в вышеназванном договоре аренды от 10.09.2008 вид функционального использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 45: "товарное сельскохозяйственное производство" согласно Таблице соответствует виду разрешенного использования по Классификатору: "сельскохозяйственное использование" (код 1.0). Тогда как указанному в постановлении администрации от 12.02.2016 N 246-п виду разрешенного использования данного земельного участка по Классификатору: "гостиничное обслуживание" (код 4.7) применительно к Таблице соответствует вид функционального использования земельных участков: "размещение гостиниц, мотелей".
Таким образом, при вынесении постановления от 12.02.2016 N 246-п администрацией в нарушение вышеуказанных требований законодательства в рамках процедуры переоформления прав на земельный участок был изменен вид его разрешенного использования.
С учетом установленных по делу обстоятельств и применимых норм права по результатам судебного разбирательства правильно удовлетворено заявление СПК "Южный Берег".
Приводимые в кассационной жалобе доводы, по сути направлены на переоценку представленных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и не ставят под сомнение вывод о том, что в постановлении администрации от 12.02.2016 N 246-п вид разрешенного использования вышеназванного земельного участка указан с нарушением требований законодательства.
При рассмотрении дела не допущены нарушения норм процессуального права, которые бы могли повлечь за собой отмену оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2019 года по делу N А83-16580/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Статьей 7 Закона N 38-ЗРК определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2019 г. N Ф10-4768/19 по делу N А83-16580/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4768/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4768/19
27.06.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1706/19
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-16580/18