г.Калуга |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А84-492/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" (ОГРН 1149204041898, ИНН 9201013775, ул.Песочная, 27, г. Севастополь, 299028) - Ивановой А.В. (дов. от 14.08.2019),
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, ул.Советская, 9, г.Севастополь, 299011) - Дыбец А.М. (дов. от 09.01.2019, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.04.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А84-492/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент, ДИЗО г.Севастополя) от 09.11.2018 N 28521/05-05-21/18 об отказе в предоставлении обществу услуги по переоформлению права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользовании юридическим и физическим лицам до 18.03.2014, а также обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, совершив действия, предусмотренные пунктами 9 и 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП, и направленные на заключение с заявителем договора аренды земельного участка площадью 8783 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Песочная, 27, кадастровый номер 91:01:001010:576, с разрешенным видом использования "для обслуживания промышленной базы".
Решением суда от 22.04.2019 признано недействительным решение ДИЗО г.Севастополя от 09.11.2018 N 28521/05-05-21/18, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 решение суда первой инстанции изменено, абзац третий резолютивной части изложен в следующей редакции: обязать департамент имущественных и земельных отношений г.Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" и совершить действия, предусмотренные п. п. 9, 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18.03.2014, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя N 1250-ПП, и направленные на заключение с Обществом с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" договора аренды земельного участка площадью 8 783 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Песочная, 27, кадастровый номер 91:01:001010:576, с разрешенным видом использованием "для обслуживания промышленной базы". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ДИЗО г.Севастополя обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального права исходя из фактических обстоятельств спора, так как выводы департамента о несоответствии фактического использования земельного участка виду использования, который был указан в договоре аренды, подтвержден актом обследования, проведенного департаментом в целях проверки поступившего заявления общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы департамента были предметом проверки и правовой оценки судов, не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей департамента и общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, между обществом и Севастопольским городским советом заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2009, в соответствии с которым обществу в срочное платное пользование предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 1,0254 га, находящийся по адресу г.Севастополь, ул.Песочная, 27, в том числе: земельный участок площадью 0,8774 га для обслуживания промышленной базы и земельный участок площадью 0,1479 для строительства и обслуживания АЗС. Срок действия договора - 49 лет.
Согласно пункту 2.2 договора аренды от 10.04.2009 на земельном участке находятся капитальные строения площадью 0,1322 га, под временными строениями площадью 0,0009 га, под сооружением площадью 0,0186 га, под проездами, проходами и площадками площадью 0,6568 га, под зелеными насаждениями площадью 0,0100 га, другие земли площадью 0,2069 га.
Пунктами 5.1 и 5.2 договора от 10.04.2009 определено, что земельный участок передается в аренду для использования на землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения; целевое назначение земельного участка - для обслуживания промышленной базы и строительства и обслуживания АЗС.
Свидетельством о праве собственности от 29.12.1999 подтверждено, что промышленная база, расположенная по адресу: г. Севастополь, ул.Безымянная, дом 1 (адрес изменен на ул. Песочная, 27), принадлежит ООО "СП "Агротехсервис" на праве коллективной собственности.
Земельный участок площадью 8783+/-32 кв.м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 91:01:001010:576, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03.07.2018 N 91/ИСХ/18-125902 (том 1, л.д. 28-30).
03.09.2018 ООО "СП "Агротехсервис" обратилось в ДИЗО г.Севастополя с заявлением о переоформлении права аренды земельного участка площадью 8783 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Песочная, 27, кадастровый номер 91:01:001010:576.
По результатам рассмотрения заявления и проведенного обследования 11.10.2018 земельного участка (акт обследования от 11.10.2018) Департамент уведомил общество письмом от 09.11.2018 (исх.N 28521/05-05-21/18) об отказе в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" на основании п. п. 6 п. 7 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП (далее - Порядок N 1250-ПП).
Не согласившись с решением об отказе Департамента в переоформлении права на земельный участок, ООО "СП "Агротехсервис" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа обществу в переоформлении договора аренды в соответствии с правилами, установленными Порядком N 1250-ПП.
Суд округа соглашается с данным выводом судов.
Порядок переоформления договоров аренды, действовавших до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", урегулирован Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) и Порядком N 1250-ПП.
Согласно пункту 2 указанного Порядка переоформление права аренды осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя.
Пункт 7 Порядка N 1250-ПП предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в переоформлении земельного участка, в том числе в случае, если фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка (подпункт 6).
Как верно отмечено нижестоящими судами, из системного толкования положений Порядка N 1250-ПП следует, что для установления факта несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию необходимо установить, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования о переоформлении права аренды, используется арендатором вопреки установленному виду разрешенного использования, то есть не для тех целей, для которых он был предоставлен.
В силу статьи 6 Закона N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Правила землепользования и застройки в городе Севастополе не утверждены.
В соответствии с договором аренды от 10.04.2009 земельный участок, в отношении которого общество обратилось за переоформлением аренды, предоставлен обществу для обслуживания промышленной базы (пункты 2.1, 5.2 договора), земельный участок расположен в пределах земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения (пункт 5.1 договора).
На земельном участке, что нашло подтверждение материалами дела, расположен комплекс зданий, сооружений, который образует объект недвижимости "промышленная база".
Данные обстоятельства департаментом не опровергнуты.
Однако, исходя из результатов обследования земельного участка, проведенного в соответствии с абзацем 10 пункта 7 Порядка N 1250-ПП, департамент пришел к выводу, что находящиеся на земельном участке здания и сооружения не являются "промышленной базой", поскольку промышленная база - это промышленное объединение, место, где осуществляется добыча, производство или переработка недр, предметов потребления.
Данное понятие использовано государственным инспектором отдела проверок инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости исходя из понятия "промышленность", данного в толковом словаре (под редакцией Ожегова С.И., Ефремовой Т.Ф., Ушакова Д.Н.).
Кроме того, проанализировав виды разрешенного использования для ведения производства по кодам 6.0, 6.1, 6.2, 6.2.1, 6.3, 6.3.1, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.7.1,6.11, предусмотренные классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540, в акте обследования сделан вывод, что на обследованном земельном участке какая-либо производственная или добывающая деятельность не осуществлялась.
Однако указанные утверждения Департамента обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку договором аренды вид разрешенного использования земельного участка не устанавливается, а лишь указывается цель предоставления в аренду земельного участка.
В рассмотренном споре земельный участок был предоставлен обществу для использования, располагающейся на нем промышленной базы.
Название объекта, которое расположено на земельном участке, без установления характера осуществляемой землепользователем деятельности, не является основополагающим критерием для определения фактического использования этого участка с нарушениями при использовании земли.
Кроме того, в соответствии с Порядком N 1250-ПП общество обратилось в департамент о переоформлении договора аренды земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации с особенностями установленными Законом N 46-ЗС, не изменяя положений договора от 10.04.2009, с указанием той цели использования, для которой он был предоставлен в срочное пользование.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основание для отказа, указанное в оспариваемом уведомлении от 09.11.2018 N 28521/05-05-21/18, департаментом не подтверждено соответствующими доказательствами и не обоснованно, а фактические обстоятельства, выявленные в ходе обследования земельного участка, предоставленного по договору аренды от 10.04.2009, не могут являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению договора аренды.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют позицию департамента при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, выражают несогласие с оценкой судов фактических обстоятельств спора и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку судом апелляционной инстанции была исправлена ошибка, допущенная судом первой инстанции, в части неуказания в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обязанность Департамента совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд округа не находит оснований не согласиться с постановлением суда.
Нарушений судами норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А84-492/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 решение суда первой инстанции изменено, абзац третий резолютивной части изложен в следующей редакции: обязать департамент имущественных и земельных отношений г.Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" и совершить действия, предусмотренные п. п. 9, 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18.03.2014, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя N 1250-ПП, и направленные на заключение с Обществом с ограниченной ответственностью "Севастопольское предприятие "Агротехсервис" договора аренды земельного участка площадью 8 783 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Песочная, 27, кадастровый номер 91:01:001010:576, с разрешенным видом использованием "для обслуживания промышленной базы". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
...
Порядок переоформления договоров аренды, действовавших до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", урегулирован Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) и Порядком N 1250-ПП."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2019 г. N Ф10-5093/19 по делу N А84-492/2019