г.Калуга |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А23-7682/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
при участии:
от Индивидуального предпринимателя Липкиной Н.М. - Сергеева О.И., представитель по доверенности от 15.10.2018 N 1;
от Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Кашина Г.А., представитель по доверенности от 11.10.2019 N 34;
от гр. Киреевой Н.Е. - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Липкиной Натальи Михайловны на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А23-7682/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Липкина Наталья Михайловна (далее - заявитель, ИП Липкина Н.М.) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда, страховщик) от 08.08.2018 N 499/ПДС.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Липкина Н.М. обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Липкина Н.М., являясь индивидуальным предпринимателем, с 09.04.2010 зарегистрирована в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя.
В целях осуществления предпринимательской деятельности между ИП Липкиной Н.М. (работодатель) и гражданкой Киреевой Натальей Евгеньевной (работник) заключен соответствующий трудовой договор от 01.07.2010.
Киреевой Н. Е., являющейся застрахованным лицом, на основании листка нетрудоспособности от 24.02.2016 N 216071918257 работодателем предоставлен отпуск по беременности и родам и выплачено пособие за период с 24.02.2016 по 12.07.2016.
В связи с рождением 24.04.2016 ребенка на основании заявления Киреевой Н.Е. от 12.05.2016 о замене с 24.04.2016 отпуска по беременности и родам на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и зачете ранее выплаченного пособия по беременности и родам ИП Липкиной Н.М. (работодатель) 12.05.2016 был издан приказ за N 2, которым послеродовая часть отпуска по беременности и родам заменена на отпуск по уходу за ребенком с 24.04.2016.
Для решения вопроса о замене Киреевой Н.Е. с 24.04.2016 пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам 14.09.2016 страхователем были направлены в территориальное отделение Фонда социального страхования соответствующие документы в электронном виде, содержащие сведения о страхователе и застрахованном лице, в том числе сведения, подтверждающие факт регистрации и проживания застрахованного лица на территории, подвергнувшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сведения о среднем заработке застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы (далее - реестр сведений).
На основании поступившего реестра сведений территориальным органом Фонда социального страхования было принято решение о замене Киреевой Н.Е. с 24.04.2016 пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам. При этом, в связи с проживанием Киреевой Н.Е. на территории с льготным социально-экономическим статусом выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом Фонда социального страхования последней установлена в двойном размере.
На основании решения должностного лица Калужского регионального отделения от 28.06.2018 N 499/ПДС в отношении ИП Липкиной Н.М. проведена выездная (плановая) проверка на предмет полноты и достоверности сведений, представляемых страхователем, служащих основанием для исчисления и получения застрахованными лицами соответствующего вида страхового обеспечения.
По результатам проверки контролирующий орган пришел к выводу об отсутствии у застрахованного лица - Киреевой Н.Е. права на замену с 24.04.2016 пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, и как следствие, на получение данного пособия в двойном размере.
В связи с изложенными обстоятельствами должностным лицом территориального отделения Фонда социального страхования было принято решение от 08.08.2018 N 499/ПДС, которым выплата Киреевой Н.Е. пособия по уходу за ребенком в размере 98 839, 84 руб. признана неправомерной. В качестве причины необоснованной выплаты Киреевой Н.Е. пособия по уходу за ребенком в оспариваемом решении указано на факт представления страхователем - ИП Липкиной Н.М. недостоверных сведений, на основании которых производились территориальным отделением расчет и выплата данного пособия. Этим же решением ИП Липкиной Н.М. предложено в добровольном порядке возместить в Фонд социального страхования излишне понесенные расходы.
Не согласившись с указанным решением, ИП Липкина Н.М. обжаловала его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу том, что сведения, представленные страхователем страховщику для замены застрахованному лицу - Киреевой Н.Е. пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, подлежащего выплате в двойном размере, носили недостоверный характер, что и послужило причиной выплаты последней излишних денежных средств.
Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части не подтверждены какими-либо доказательствами по делу, свидетельствующими о представлении страхователем недостоверных сведений для целей исчисления и выплаты Киреевой Н.Е. пособия по уходу за ребенком.
Обжалуемые судебные акты мотивированы только тем, что у Киреевой Н. Е. отсутствовало право на досрочную замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком и получение данного пособия в двойном размере.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций в этой части судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Как следует из материалов дела, размер ежемесячного пособия по беременности и родам, назначенного и выплаченного Киреевой Н.Е., составлял 15 243, 48 руб., а исчисленный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком - 6 097, 39 руб. (в двойном размере - 12 194,78 руб.).
Учитывая вышеизложенные требования закона, у Киреевой Н.Е. отсутствовало право на досрочную замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком.
Как следует из материалов дела, Киреева Н.Е. зарегистрирована и проживает на территории, подвергнувшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и в силу требований статей 18,19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на социальную поддержку, в том числе и в связи с материнством.
В соответствии с вышеназванными нормами закона в редакции Федерального закона от 15.12.2006 N 207-ФЗ лица, проживающие на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, получали ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которыми с 01.07.2016 изменен размер ежемесячного пособия, выплачиваемого матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. При этом право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере, назначенное до 01.07.2016, сохранялось.
Как следует из материалов дела, отпуск по беременности и родам Киреевой Н.Е. был назначен с 24.02.2016 по 12.07.2016 и выплачено пособие за указанный период.
Как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" у Киреевой Н.Е. отсутствовало право на досрочную замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, так как назначенное и выплаченное ей ежемесячное пособие по беременности и родам было выше ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, по состоянию на 01.07.2016 пособие по уходу за ребенком Киреевой Н.Е. не могло быть назначено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
Калужская область с 01.07.2016 участвует в реализации указанного пилотного проекта.
Целью пилотного проекта является организация выплаты пособий за счет средств бюджета ФСС напрямую застрахованному лицу, минуя перечисления на счета организаций-страхователей; ФСС РФ переходит к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета, то есть пособия перечисляются напрямую физическим лицам, минуя работодателя; замена "зачетной" системы возмещения расходов страхователя на систему непосредственного назначения и выплаты пособий застрахованным лицам.
В рамках реализации этого проекта пособия получателям выплачивает непосредственно региональное отделение при предоставлении работодателями (страхователями) документов, необходимых для назначения и исчисления размера пособия.
В соответствии с пунктами 2, 3, 7 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Как указано выше, по заявлению Киреевой Н.Е. о досрочной замене пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком страхователем были представлены страховщику документы, свидетельствующие о наличии у застрахованного лица права на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, проживание последнего на территории, подвергнувшейся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также сведения о заработке застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы.
Не достоверных сведений в указанных документах территориальным органом Фонда социального страхования установлено не было. Суду также не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, представленных страхователем.
Материалами дела подтверждено, что в силу требований закона у Киреевой Н.Е. отсутствовало право на досрочную замену пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, а поэтому решение территориального отделения Фонда социального страхования о замене застрахованному лицу одного вида пособия на другое и выплате данного пособия в двойном размере принято вследствие нарушения требований закона. При этом сведения, представленные страхователем для указанных целей, не находятся в прямой причинной связи с действиями должностных лиц отделения Фонда социального страхования, принявшими оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания оспариваемого решения территориального отделения Фонда социального страхования от 08.08.2018, в качестве причины выплаты Киреевой Н.Е. пособия по уходу за ребенком в завышенном размере указан факт представления страхователем недостоверных сведений.
Вместе с тем, выводы контролирующего органа в этой части ничем не подтверждены. Более того, как указано выше, принятие указанного решения было обусловлено не правильным применением норм действующего законодательства самим контролирующим органом.
Учитывая, что оспариваемое решение, не соответствующее закону, служит основанием для взыскания со страхователя неправомерно выплаченных денежных средств, судебная коллегия считает, что такой ненормативный правовой акт порождает для сторон определенные права и обязанности, а поэтому подлежит обжалованию заинтересованным лицом в судебном порядке.
При таких обстоятельствах спора суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований ИП Липкиной Н.М., так как все обстоятельства по настоящему делу установлены и исследованы, но при этом арбитражным судом сделаны выводы, не подтвержденные имеющимися в деле доказательствам, а также при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 19.04.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А23-7682/2018 отменить.
Заявленные требования индивидуального предпринимателя Липкиной Натальи Михайловны удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.08.2018 N 499/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.