г.Калуга |
|
3 декабря 2019 г. |
Дело N А83-17252/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 26.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Власова Е.В. Ключниковой Н.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест" (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Куйбышева, д. 60/24, каб. 19, ОГРН 1149102067300, ИНН 9102036524) - не явились;
от заинтересованного лица:
Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д.13, ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А83-17252/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Черномор Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - комитет по регистрации, комитет) от 28.09.2018 N 3/2 к акту проверки от 28.09.2018 N 912.
Решением суда от 14.05.2019 оспариваемое предписание признано недействительным.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет по регистрации просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В возражениях на жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность её доводов.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества и комитета по регистрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды от 17.09.2004 общество арендует земельные участки площадью 0,3482 га и 0,7438 га, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Ялта, г. Алупка, ул. Ленина, 29, район санатория "Южнобережный". Земельные участки предоставлены в аренду для строительства и обслуживания корпусов санатория-профилактория. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 90:25:090104:179 и 90:25:090104:181 соответственно, в кадастровые паспорта внесены сведения о разрешенном использовании - курортная деятельность.
Распоряжением руководителя комитета по регистрации от 05.09.2018 N 1046-01/4 было предписано провести внеплановую выездную проверку в отношении общества в период с 25 по 28 сентября 2018 г. с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора, проверки исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации N 2/2 к акту проверки N 357 от 26.04.2018 (распоряжение плохо читаемое - т.2 л.д.32).
Извещение от 05.09.2018 о проведение проверки и копия распоряжения от 05.09.2018 N 1046-01/4 направлены обществу заказной корреспонденцией и получены последним 17.09.2018 (т.2 л.д.30-33).
В акте проверки N 912 от 28.09.2018 отмечено, что общество самовольно заняло земли муниципальной и частной собственности площадью 177 кв.м по адресу: г.Ялта, г.Алупка, ул.Ленина, 29, под размещение металлического ограждения, каменного забора, каменного лестничного марша, части объекта капитального строительства. На момент проверки каменный забор, расположенный за границами земельного участка с кадастровым номером 90:25:090104:181, не снесен, что подтверждается фото-таблицей (т.1 л.д.24. 29).
По результатам проверки комитетом по регистрации обществу выдано предписание N 3/2 от 28.09.2018, которым общество обязывалось в срок до 28.01.2019 устранить допущенное нарушение путем освобождения самовольно занятого многоконтурного земельного участка муниципальной и частной собственности общей площадью 177 кв.м (т.1 л.д.27).
Полагая, что предписание N 3/2 от 28.09.2018 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что комитетом нарушена процедура проведения проверки - не представлены распоряжение комитета о проведении проверки, решение прокуратуры о согласовании проверки, доказательства уведомления общества о проведении проверки; решением Ялтинского городского суда от 25.03.2019 по делу N 12-1/2019 постановление административного органа о привлечении директора общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, так как по заключению судебной экспертизы самовольное занятие обществом прилегающих земельных участков не установлено, что в силу статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд в то же время пришел к выводу, что процедура проведения проверки комитетом по регистрации не нарушена, проверка проведена на основании распоряжения руководителя комитета от 05.09.2018 N 1046/01/4, которое направлено вместе с извещением о дате проверки в адрес общества и последним получено, при проведении внеплановой проверки с целью установления факта исполнения ранее выданного предписания не требуется согласования с органом прокуратуры, вывод Ялтинского городского суда по делу N 12-1/2019 об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, не имеет преюдициального значения для настоящего дела, но по заключению судебной экспертизы от 28.08.2018, проведенной в рамках рассмотрения административного дела Ялтинским городским судом, самовольного занятия обществом прилегающих земельных участков не установлено; кроме того, при проведении проверки в период с 25 по 28 сентября 2018 г. проверяющим не проводилось измерение границ и вычисление площади земельных участков, используемых обществом, что не дает возможность установить факт занятия обществом чужого земельного участка.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неполном исследовании имеющихся в деле доказательств и неустановлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что комитет по регистрации полномочен проводить проверки на предмет соблюдения юридическими лицами требований земельного законодательства при пользовании земельными участками.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), предусмотрен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 названного Закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Как следует из распоряжения руководителя комитета по регистрации от 01.02.2018 N 87-01/4 проведение внеплановой выездной проверки общества на предмет соблюдения им требований земельного законодательства при пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 90:25090104:181; 90:25:090104:179; 90:25:090104:180, было назначено на основании акта административного обследования N 26 от 30.01.2018, содержащего сведения о нарушении обществом требований земельного законодательства Российской Федерации. Проведение внеплановой выездной проверки в период с 7 по 9 февраля 2018 было согласовано с Прокуратурой Республики Крым (т.2 л.д.28,29).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. В таком случае согласование с органом прокуратуры проведения проверки не требуется - часть 5 статьи 10.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, процедура проведения проверки в период с 25 по 28 сентября 2018 г. комитетом не нарушена.
Из акта проверки от 09.02.2018 N 71 (в акте указана дата 09.01.2018, что является опечаткой, так как далее идет ссылка на распоряжение от 01.02.2018 N 87-01/4, на основании которого проводилась проверка) усматривается, что проверяемые земельные участки, находящиеся в пользовании общества, огорожены каменным забором и металлическим ограждением. С целью обмера границ земельных участков использовалась геодезическая спутниковая аппаратура PrinCe i80 (свидетельство о поверке N 0143345 действительно до 30.07.2018). В ходе проверки сведения о границах земельных участков, содержащиеся в ЕГРН, были сопоставлены со сведениями, полученными в результате обмера границ используемых обществом земельных участков. В результате установлено, что общество самовольно заняло многоконтурный земельный участок общей площадью 177 кв.м, в том числе земельный участок муниципальной собственности площадью 72 кв.м, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 90:25090104:181. Самовольно занятый участок огражден и используется под размещение каменного забора. Самовольное занятие обществом иных земельных участков нельзя усмотреть из копии акта, так как в нем отсутствует страница 6, на которой, надо полагать, это описано (т.1 л.д.34).
Согласно распоряжению руководителя комитета от 05.09.2018 N 1046-01/4 проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества назначено с целью проверки исполнения предписания N 2/2 к акту проверки N 357 от 26.04.2018. Однако в материалах дела отсутствуют и акт проверки, и предписание от 26.04.2018. Судами эти документы не исследовались.
Как указано выше, в акте проверки от 09.02.2018 N 71 зафиксирован факт самовольного занятия обществом с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:25090104:181 земельного участка муниципальной собственности площадью 72 кв.м, прилегающего к используемому обществом земельному участку. Самовольно занятый земельный участок используется под размещение каменного забора. При проверке проводился обмер границ и измерение площади земельных участков.
Из акта проверки от 28.09.2018 и фото-таблице к нему следует, что каменный забор с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:25090104:181 не снесен, не передвинут. А, значит, площадь самовольно занятого земельного участка не изменилась. Дополнительного обмера границ и измерение площади земельных участков при этом не требуется.
Из заключения судебной экспертизы N 107 от 28.08.2018 Института судебной экспертизы и земельного аудита, проведенной в рамках дела N 12-1/2019, рассматриваемого Ялтинским городским судом (т.1 л.д.113), на которое сослались суды двух инстанций как на доказательство отсутствия факта самовольного занятия обществом иных земельных участков, категорически не следует, что общество не заняло самовольно земельный участок с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:25090104:181. Согласно выводам экспертизы в случае, если фактической границей земельного участка с кадастровым номером 90:25090104:181 с западной стороны является каменный забор, то имеет место занятие обществом чужого земельного участка площадью 69,00 кв.м. В случае, если фактической границей является металлический забор - занятие чужого участка отсутствует (т.1 л.д.73).
В описательной части заключения экспертизы отмечено, что с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:25090104:181 имеются два забора: каменный забор и металлическое ограждение. На плане усадьбы и строений домовладения по адресу: г.Алупка, ул.Ленина, 29д каменный забор обозначен как сооружение N 1 (т.1 л.д.49), в оценочном акте инвентаризационного дела приводится описание сооружения N 1 - это ограда бетонная длиной 64,5 м, толщиной 0,40 м (т.1 л.д.50, 64, 65).
Судам следовало выяснить, кем фактически возведены два забора (каменный и металлический, причем металлический в период проведения экспертизы с 25 июня по 27 августа 2018 г. передвигался), для какой цели возведены два забора. При этом факт нахождения или отсутствия каменного забора на балансе общества не имеет значения для установления факта самовольного занятия обществом чужого земельного участка.
Так как судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 14.05.2019 и постановление от 06.09.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмечены недостатки.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А83-17252/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.