г. Калуга |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А83-6429/2018 |
Резолютивная часть постановления вынесена 17.12.2019.
Постановление в полном объёме изготовлено 24.12.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова, |
судей |
Л.В. Леоновой, А.Н. Шульгиной, |
при ведении протокола помощником судьи Е.В. Трохачевой,
при участии в судебном заседании представителей:
Филиала ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" - Бородко И.А. по доверенности от 09.01.2019;
Министерства транспорта Республики Крым - Потаповой Д.В. по доверенности от 20.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Добрыднева Михаила Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-6429/2018,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Добрыдневу Михаилу Владимировичу (далее - ответчик, предприниматель, заявитель) о признании недействительным договора от 06.07.2017 N 183-Д-ЯТП-17 и применении последствий его недействительности, о прекращении действия указанного договора на будущее время, о взыскании 9 568 рублей 96 копеек задолженности за размещение нестационарного объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрация города Ялты Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым.
В процессе рассмотрения спора истец отказался от исковых требований в части прекращения действия договора от 06.07.2017 N 183-Д-ЯТП-17 на будущее время и взыскания 9 568 рублей 96 копеек задолженности за размещение нестационарного торгового объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019, в связи с отказом от иска, производство по делу в части требований о прекращении действия договора от 06.07.2017 N 183-Д-ЯТП-17 на будущее время и о взыскании 9 568 рублей 96 копеек задолженности за размещение нестационарного торгового объекта прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на необоснованность судебных актов, принятие их без учета всех доказательств, обстоятельств, доводов и возражений, имеющихся в материалах дела, неправильным определением сторон по делу, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что договор с истцом был заключен на основании постановления администрации города Ялты от 09.06.2017 N 2505-п, на законных основаниях, сроком действия до 05.07.2020. Доказательств, что территория, на которой размещен нестационарный торговый объект, относится к гидротехническим сооружениям истцом не представлено. По мнению заявителя, поскольку договор заключен без предоставления земельного участка, то отсутствует нарушение чьих-либо прав в споре. Кассатор считает необоснованными выводы судов о включении нестационарного торгового объекта в схему с нарушением конкурсной процедуры, поскольку выходит за пределы исковых требований.
В судебном заседании представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 166, 168, 420, 431.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 7, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 10, 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), статей 1, 3, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), разъяснениями, приведенными в пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (арендодатель) и предприятием (арендатор) 25.04.2017 заключен договор аренды земельного участка N 111н/25, по условиям которого арендатору в пользование передан земельный участок площадью 31 647 кв.м из земель находящихся в государственной собственности Республики Крым, вид разрешенного использования - водный транспорт, кадастровый номер 90:25:000000:1569, расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Рузвельта, 3, 5, 7, набережная им. В.И. Ленина.
Согласно пункта 2.3 договора, земельный участок передан без права передачи третьим лицам, в том числе в субаренду, залог, внесения в уставной капитал хозяйственных обществ.
В силу пункта 5.4 договора обязанностью предприятия, как арендатора земельного участка, является использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования. Нарушение данных условий является основанием для досрочного расторжения договора аренды (пункт 6.3 договора).
Между предприятием (сторона-1) и предпринимателем (сторона-2) 06.07.2017 заключен договор N 183-Д-ЯТП-17 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) предприятию, без предоставления земельного участка.
Согласно пункта 1.1 договора, сторона-1 на основании договора аренды земельного участка от 25.04.2017 N 111н/25 с кадастровым номером 90:25:000000:1569, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Рузвельта, 3, 5, 7, набережная им. В.И. Ленина, общей площадью 31 647 кв.м, в соответствии со статьями 39, 33, 39.36 ЗК РФ, статьей 10 Закона N 381-ФЗ, пунктом 16 раздела 1 постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Республики Крым" без предоставления земельного участка, предоставляет стороне-2 место для размещения НТО - лоток, место НТО N 1/619, общей площадью 2 кв.м, для осуществления предпринимательской деятельности: реализация напитков, кофе, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: Республика Крым, г. Ялта, ул. Набережная им. В.И. Ленина, на срок с 06.07.2017 по 05.07.2020.
По условиям пунктов 1.2, 1.3 договора, договор заключен в соответствии со схемой размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09.06.2017 N 2505-п, вступает в силу с момента его подписания и действует по 05.07.2020.
Договор, может быть расторгнут по соглашению сторон, одной из сторон по основаниям указанным в данном договоре и по решению суда; после его расторжения НТО подлежит демонтажу стороной-2 в соответствии с пунктом 3.5.9 данного договора (пункты 5.2, 5.5 договора).
Как следует из пункта 3.5.9 договора, сторона-2 обязана за счет собственных средств своевременно демонтировать НТО с установленного места его расположения и привести прилегающую к НТО территорию в первоначальное состояние в течение 5 дней с момента окончания срока действия договора, а также, в случае досрочного расторжения договора в соответствии с разделом 5 договора, приостановления действия договора по основаниям указанным в пункте 6.1 договора.
Считая, что спорный договор на предоставление места для размещения НТО был заключен на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым N 2505-п, впоследствии отмененного в порядке самоконтроля постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 02.08.2017 N 3060-п, ввиду его несоответствия действующему законодательству, предприятие обратилось к предпринимателю с претензией от 29.11.2017, ссылаясь на направление 18.08.2017 в его адрес дополнительного соглашения о расторжении указанного договора, предложив в пятидневный срок после получения указанной претензии, демонтировать НТО с места его расположения и привести прилегающую к НТО территорию в первоначальное состояние, а также погасить образовавшуюся задолженность.
Не получив удовлетворения указанных в претензии требований, предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Законом N 381-ФЗ (пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ).
Как следует из статьи 10 указанного закона, размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), установлено, что включение объектов в схему размещения производится органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения органа местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Пунктом 1 Порядка размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 (далее - Порядок), предусмотрено, что размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой.
С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (пункт 1 раздела V Порядка).
Случаи предоставления места для размещения НТО без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Согласно пункту 2 IV Порядка без проведения конкурентных процедур места для размещения НТО предоставляются:
- крымским перерабатывающим предприятиям растениеводческой и животноводческой продукции;
- зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, которые являются производителями продовольственных товаров (кроме производителей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок) и осуществляют продажу (реализацию) этой продукции, при условии, что в общем ассортименте продовольственных товаров продукция собственного производства составляет не менее 70%;
- собственникам объектов общественного питания для размещения сезонных кафе (летних площадок), не являющихся объектами благоустройства, на территориях, вплотную прилегающих к зданиям, строениям или сооружениям, в которых располагаются стационарные объекты общественного питания, в местах, установленных схемой размещения НТО;
- зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям:
- в случае предоставления компенсационных мест для размещения НТО;
- для реализации печатной продукции в уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях;
- хозяйствующим субъектам, победившим в конкурсе на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования и заключившим такой договор с администрацией муниципального образования, в границах земельного участка, который является предметом договора о благоустройстве пляжа общего пользования.
Пунктом 6 указанного раздела предусмотрено, что в случае когда место для размещения НТО предложено хозяйствующими субъектами, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение НТО.
Если в течение одного месяца со дня публикации не поступает иных заявок, договор на размещение НТО заключается с субъектом хозяйственной деятельности, подавшим заявление на размещение НТО (подпункт 6.1 пункта 6).
Если в течение одного месяца с момента публикации поступили иные заявки - проводятся торги в форме конкурса или аукциона (подпункт 6.2 пункта 6).
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Однако, как установлено судами, доказательства опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение НТО на условиях, установленных указанным выше порядком, материалы дела не содержат.
Учитывая указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований предоставления ответчику места под размещение НТО без проведения конкурентных процедур.
Достаточных оснований для переоценки выводов судов суд округа не усматривает.
Кроме этого, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Крым от 18.04.2019 по делу N А83-17204/2018, от 04.04.2019 по делу N А83-16802/2018 предпринимателю отказано в удовлетворении заявлений о признании незаконным постановления администрации города Ялты Республики Крым от 02.08.2017 N 3060-п "Об отмене постановления администрации города Ялты от 09.06.2017 N 2505-п "О внесении изменений в постановление администрации города Ялты от 10.04.2015 N 458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта".
При рассмотрении дела N А83-16802/2018 судами установлено, что в нарушение пункта 2 Правил N 772, частей 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включение торговых объектов в схему НТО постановлением N 2505-п произведено без согласования с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, осуществляющим полномочия собственника имущества, и без учета целевого назначения земельного участка (то есть с нарушением установленного законом порядка). Оснований считать, что оспариваемое постановление Администрации N 3060-п, которым в порядке самоконтроля отменено принятое ранее Администрацией с нарушением установленного закона порядка постановление N 2505-п, является незаконным и может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, не установлено, право подлежащее защите у предпринимателя отсутствует, заключение предпринимателем договора на предоставление места для размещения НТО с арендатором земельного участка - ГУП РК "Крымские морские порты" по закону не является обязательным и не порождает право на использование НТО.
Из разъяснений, приведенных в пункте 74 постановления Пленума N 25 следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о наличии оснований для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 82 постановления Пленума N 25, в случае недействительности договора по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГК РФ). Переданная в пользование по такому договору вещь также подлежит возврату.
Пунктом 5.5 договора установлено, что после его расторжения НТО подлежит демонтажу стороной-2 (ответчик) по условиям пункта 3.5.9 договора.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования истца о применении последствий недействительности договора и о понуждении ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать объект (НТО) 1/619, общей площадью 2 кв.м, расположенный на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Ялта, набережная им. В.И. Ленина, с установленного места его расположения и привести прилегающую к нестационарному торговому объекту территорию в первоначальное состояние, также подлежат удовлетворению.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылка кассатора о непредставлении истцом доказательств, что территория, на которой размещен НТО, относится к гидротехническим сооружениям, а также о том, что поскольку договор заключен без предоставления земельного участка, то отсутствует нарушение чьих-либо прав в споре, суд считает противоречащей материалам делам и основанной на неправильном толковании норм права.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, в данном случае о наличии оснований для признания сделки недействительной и применений последствий ее недействительности, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора, по сути, направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судами фактических обстоятельств и положенных в обоснование содержащихся в судебных актах выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения и постановления), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А83-6429/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ципляков |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, приведенных в пункте 74 постановления Пленума N 25 следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
...
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 82 постановления Пленума N 25, в случае недействительности договора по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГК РФ). Переданная в пользование по такому договору вещь также подлежит возврату."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2019 г. N Ф10-4520/19 по делу N А83-6429/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4520/19
27.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4520/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6429/18
04.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1963/19
18.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6429/18