25 декабря 2019 г. |
Дело N А62-8418/2018 |
г.Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Бутченко Ю.В. Радюгиной Е.А. |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Кенолл" 101000, г.Москва, Покровский б-р, д.4/17, стр.1, эт.7, пом.V, ком.1-13 ОГРН 1127746606393 от Смоленской таможни 214032, г.Смоленск, ул.Лавочкина, д.105 ОГРН 1026701425849 |
не явились, извещены надлежаще
Мальцевой О.В. - представитель, дов. от 20.08.19г. N 04-44/70 Лукашевой С.А. - представитель, дов. от 02.07.19г. N 04-44/64 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.19г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.19г. по делу N А62-8418/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кенолл" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения Смоленской таможни (далее - Таможня) от 08.06.18г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10113100/071215/0058419, уведомления о неуплаченных в срок суммах таможенных пошлин от 05.06.18г. N 10113000/Ув2018/0000584 и обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в ДТ первоначально заявленных сведений и возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 139828,66 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.19г. заявление удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.19г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей Таможни, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в рамках прямого внешнеторгового контракта от 03.03.14г. N А-2014-03-03, заключенного с компанией "IMPOL SEVAL Valjaonica aluminijuma a.d." (Сербия) ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - ленты из нелигированного алюминия, толщиной 0,3 мм. Таможенное оформление товара производилось по декларации на товары N 10113100/071215/0058419, при этом Обществом было заявлено о праве на преференции по уплате таможенных платежей на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Соглашение от 28.08.2000). В подтверждение права на преференции в отношении указанного товара с заявленной страной происхождения Республика Сербия Таможне на бумажном носителе был представлен оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 30.11.15г. N 46124/СЗ/5099/2015 1118256.
Товар был выпущен Таможней с предоставлением права на преференции.
После выпуска товаров в соответствии со ст.310 ТК ЕАЭС и "Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (утв. Приказом ФТС РФ от 25.08.09г. N 1560) Таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правомерности принятия решений о подтверждении заявленных Обществом тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по указанной ДТ, по результатам которой принято оспариваемое решение, и в адрес Общества направлено уведомление о неуплаченных в срок суммах таможенных пошлин от 05.06.18г. N 10113000/Ув2018/0000584.
Считая указанные решение и уведомление незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались следующим.
Согласно пп.1 п.1 ст.74 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в период декларирования товара) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (ч.2 ст.58 ТК ТС). Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (ч.1.58 ТК ТС).
Частью 2 ст.59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В соответствии с ч.1 ст.61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров
Согласно ч.2 ст.74 ТК ТС тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу п.1 ст.36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.93г. N 5003-1 при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.05.11г. N 953-р подписан "Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли" и "Правила определения страны происхождения товаров" к Соглашению от 28.08.2000 г.
Статьей 8 Правил определены условия предоставления режима свободной торговли, в соответствии с которыми товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях N N 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью Правил;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Статьей 11 Правил регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно п.п.3, 4 ст.11 Правил уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
При этом в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что письмом ФТС России от 02.08.17г. N 06-86/42190 оригинал сертификата, представленный Обществом в подтверждение своего права на преференции, был направлен в Таможенную администрацию Республики Сербия в целях подтверждения факта его выдачи, разъяснения правомерности указания в графе 9 Сертификатов заявленного критерия происхождения и представления в адрес ФТС России копий документов, подтверждающих выполнение в отношение указанных в Сертификатах товаров соответственного критерия происхождения.
Письмом Таможенной администрации Республики Сербия от 18.01.18г. N 148-07-483-07-985/3/2017 в ФТС России поступила информация, согласно которой факт выдачи Сертификата формы СТ-2 от 30.11.15г. N 46124/СЗ/5099/2015 подтверждается, и что указанные товары отвечают требованиям в отношении происхождения, установленным в протоколе между Правительством Республики Сербия и Правительством Российской Федерации об освобождении от режима свободной торговли и определении правил происхождения в Соглашении о свободной торговле между Республикой Сербия и Российской Федерацией.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что Таможней не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификата, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.
Одновременно суды отклонили доводы Таможни о необходимости применения положений п.8 ст.11 Правил, в соответствии с которыми тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить подлинность сертификатов (деклараций о происхождении товара) или действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены.
Однако, судами не учтено следующее.
Из содержания письма ФТС России от 02.08.17г. N 06-86/42190 следует, что у Таможенной администрации Республики Сербия запрашивалась не только информация о подлинности сертификата, но и копии документов, послуживших основанием для его выдачи.
Согласно п.9 ст.11 Правил товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация.
Поскольку Таможенной администрацией Республики Сербия не были соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил, а их соблюдение является обязательным условием для соблюдения режима свободной торговли и предоставления преференций (п.4 ст.8 Правил), указанное обстоятельство свидетельствует о невозможности предоставления преференции (льготы), которая может быть предоставлена исключительно при наличии документов, подтверждающих право на такую преференцию.
Таким образом, Таможней были представлены достаточные доказательства того, что полученные в ходе проверки после выпуска товаров результаты не позволяют установить подлинность сертификатов (деклараций о происхождении товара) или действительное происхождение товаров, поскольку копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены.
Данное обстоятельство свидетельствует о соответствии оспариваемых решения и уведомления Таможни п.8 ст.11 Правил.
Помимо этого, Общество, инициируя судебное разбирательство по оспариванию ненормативных актов Таможни, при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций никаких доказательств, подтверждающих его право на преференцию, не представил - аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.19г. N 305-ЭС19-17823 по делу N А40-212054/2018.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций, правильно установившими фактические обстоятельства дела, при принятии решения и постановления допущена ошибка в применении норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 6 мая 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года по делу N А62-8418/2018 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кенолл" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Ю.В.Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2019 г. N Ф10-5056/19 по делу N А62-8418/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5056/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5056/19
22.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4240/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-8418/18