г. Калуга |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А62-2469/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Толкачевой И.Ю. Серокуровой Н.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца АО "АтомЭнергоСбыт" |
|
Боженковой Т.Д.(доверенность от 30.10.2019 N 505), |
||
от ответчика ООО "УК "Дорогобуж-Сервис" |
|
Мосоловой Э.С. (доверенность от 18.02.2019), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А62-2469/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (далее по тексту - истец, АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Дорогобуж-Сервис" (далее - ответчик, ООО "УК "Дорогобуж-Сервис") о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды за сентябрь 2017 года в сумме 226 310 руб., за январь 2018 года в сумме 55 104,60 руб., пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии, начисленных за период с 18.02.2017 по 31.01.2018 в сумме 24 666,64 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019, с ООО "УК "Дорогобуж-Сервис" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" взыскана задолженность по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды за сентябрь 2017 года, январь 2018 года в сумме 90 147,43 руб., пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии, начисленных за период с 18.02.2017 по 31.01.2018 в сумме 24 666,64 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и удовлетворить иск, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, сделав вывод о том, что в спорный период общедомовые приборы учета не могли применяться в связи с истечением срока поверки трансформатора тока, входящего в измерительный комплекс, что влечет применение расчетного способа и определение объема электроэнергии на содержание по нормативу электропотребления.
Как указал заявитель, у истца в спорный период отсутствовали документы, позволяющие считать ОДПУ не пригодными к коммерческим расчетам. В спорный период ответчик предоставлял в адрес истца для последующих расчетов акты снятия показаний ОДПУ многоквартирных домов, подписанные со стороны сетевой организации, на основании чего истец производил расчет потребленного энергоресурса по показаниям приборов учета.
Кроме того, как считает заявитель жалобы, использованный судом расчетный метод определения объема потребления электроэнергии на содержание общедомового имущества должен применяться с даты обнаружения нарушения в работе ОДПУ.
Ответчик в письменном отзыве с доводами жалобы не согласился, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными в отношении метода определения объема потребления электроэнергии исходя из норматива потребления на общедомовые нужды.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "АтомЭнергоСбыт" имеет статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Смоленской области с 01.06.2014 по настоящее время.
В сентябре 2017 года, январе 2018 года АО "АтомЭнергоСбыт" в отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения осуществляло поставку электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирные жилые дома г. Дорогобуж Смоленской области, находящиеся в управлении ответчика, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Рассчитав объем и стоимость потребленной электроэнергии на содержание общего имущества по 23 многоквартирным домам за спорный период на основании показаний общедомовых приборов учета, истец выставил ответчику счета на оплату.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной на содержание общего имущества спорных МКД электрической энергии в указанном периоде, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций, установив, что между сторонами возник спор по объему электрической энергии, отпущенному на общедомовые нужды в МКД, в которых истек срок поверки трансформаторов тока, через которые подключены ОДПУ, исходил из того, что применение истцом в расчетах показаний приборов учета с истекшим сроком поверки, противоречит положениям статьи 544 ГК РФ, пункту 1 статьи 157 ЖК РФ и пункту 152 Правил N 442. В этой связи суд пришел к выводу о необходимости применения расчетного метода определения объема ОДН по нормативу электропотребления.
Вместе с тем, придя к правильному выводу о необходимости исчисления объема отпущенной электроэнергии расчетным путем, судом не проверена правомерность примененного ответчиком расчетного способа определения объема электроэнергии потребленной на содержание общедомового имущества.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что ответчик приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, отношения, возникающие в связи с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, в силу части 1 статьи 4 и статьи 8 ЖК РФ регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома.
С 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая в свою очередь включает названные расходы в состав платы за содержание общедомового имущества.
Порядок определения в расчетах между управляющей и ресурсоснабжающей организациями объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и/или на общедомовые нужды, установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями N 124, утвержденными постановлением Правительства от 14.02.2012.
Как установлено пунктом 16 Правил N 124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
По общему правилу, установленному подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
При этом подпунктом "в(2)" пункта 21 Правил N 124 предусмотрено определение объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, расчетным способом в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации.
Согласно пункту 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
В пункте 155 Основных положений N 442 предусмотрено, что собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 названного документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Жилищное законодательство отдает приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета; расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии приборов учета или их неиправности.
Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям ( пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
При рассмотрении спора суды исходили из невозможности определения фактического объема отпущенной в спорные МКД электрической энергии по показаниям ОДПУ ввиду истечения срока поверки трансформаторов тока.
Из пояснений представителей сторон в суде кассационной инстанции следует, что из 23 приборов учета, установленных сетевой организацией и не прошедших поверку в установленные сроки, не все приборы являются общедомовыми, поскольку часть из них расположена не на границе эксплуатационной ответственности сетей - внешней стене многоквартирного дома, а на опорах ЛЭП.
В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов за счет собственников объектов.
Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОПУ) представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абз. 8 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества)).
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. В силу пп. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества.
Таким образом, обязанность лица, выполняющего функции по управлению объектами жилищного фонда, заключается, в установке и обеспечении надлежащей эксплуатации установленного общедомового прибора учета и поддержанию его в исправном, годном для расчетов состоянии.
Суд, разрешая спор по существу, руководствуясь пунктом 48 Правил N 354, пришел к выводу о том, что обязательства управляющей компании ограничиваются оплатой объема электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления электроэнергии.
Вместе с тем, определение объема потребленной на общедомовые нужды электрической энергии по нормативу при уклонении Управляющей компании от исполнения обязанности по установке общедомового прибора учета либо надлежащей его эксплуатации фактически освобождает ее от оплаты сверхнормативного потребления электроэнергии на эти нужды.
Кроме того, пункт 48 Правил N 354 не может быть применен к спорным правоотношениям, поскольку распространяется на отношения управляющей компании и потребителей в многоквартирном доме при определении размера платы за коммунальные услуги, в том числе, платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества с многоквартирном доме.
В отсутствие общедомовых приборов учета объем поставленного в МКД коммунального ресурса определяется установленным законом расчетным способом.
Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
На основании пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники (или управляющие организации, как лица, ответственные за общее имущество многоквартирного дома) помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Порядок определения объема потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме коммунального ресурса в указанных в подпункте "ж" пункта 22 Правил N 124 случаях с применением повышающего коэффициента установлен императивно.
Между тем, суд при разрешении спора указанные нормы права не применил, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и, правильно применив нормы материального права, установить расчетный способ определения объема электроэнергии на содержание общедомового имущества, который в силу закона подлежит применению для определения спорного объема электроэнергии.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А62-2469/2018 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю.Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, разрешая спор по существу, руководствуясь пунктом 48 Правил N 354, пришел к выводу о том, что обязательства управляющей компании ограничиваются оплатой объема электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из норматива потребления электроэнергии.
Вместе с тем, определение объема потребленной на общедомовые нужды электрической энергии по нормативу при уклонении Управляющей компании от исполнения обязанности по установке общедомового прибора учета либо надлежащей его эксплуатации фактически освобождает ее от оплаты сверхнормативного потребления электроэнергии на эти нужды.
Кроме того, пункт 48 Правил N 354 не может быть применен к спорным правоотношениям, поскольку распространяется на отношения управляющей компании и потребителей в многоквартирном доме при определении размера платы за коммунальные услуги, в том числе, платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества с многоквартирном доме.
...
Применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2019 г. N Ф10-4902/19 по делу N А62-2469/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4902/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4902/19
15.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3234/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2469/18