г.Калуга |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А36-3788/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии в заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области - Пустовалова М.В. по доверенности от 09.01.2020, Демихова В.В. по доверенночти от 09.01.2020, Новичковой Л.Н. по доверенности от 09.01.2020;
от Публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания": Плотникова В.В. - по доверенности N ИА-265/2020-ЛГ от 01.01.2020, Мартыновой Е.Ю. - по доверенности N ИА-265/2020-ЛГ от 01.01.2020, Маликова С.И. - по доверенности N ИА-279/2020 от 01.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А36-3788/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - ГЖИ Липецкой области, Инспекция) о признании недействительным предписания N 946 от 13.03.2019.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2019 ПАО "Квадра" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение пунктов 37, 38 Правил N 354 Общество начислило потребителям плату за коммунальную услугу, поставленную в период с 21.12.2018 г. по 31.12.2018 г., по тарифу, действующему с 01.01.2019 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2019 отменено и принято новое решение о признании недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 13.03.2019 N 946.
Отменяя решение суда первой инстанции и вынося новый судебный акт, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что дробление показаний прибора учета в месяце на дни, законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, ГЖИ Липецкой области обратилось с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В качестве доводов кассационной жалобы Инспекция ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, в частности подпункта "к(1)" пункта 33, пункта 42 Правил 354. По мнению кассатора, отчеты ОДПУ о потреблении тепловой энергии содержат посуточный расход тепловой энергии и позволяют достоверно определить объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления МКД за период с 21.12.2018 по 31.12.2018, при этом решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Представители ГЖИ Липецкой области в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ПАО "Квадра" возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В силу требований части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как было установлено судами и следует из материалов дела, 14.02.2019 в адрес ГЖИ Липецкой области поступила информация Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области об обращениях граждан по вопросам нарушения обязательных требований жилищного законодательства, в том числе, об обращении гр.Путилиной О.А., проживающей в многоквартирном доме N 18 по бульвару Шубина г.Липецка, по вопросу начисления платы за отопление.
15.02.2019 распоряжением руководителя Инспекции N 2479 в отношении ПАО "Квадра" в период с 20.02.2019 по 20.03.2019 назначено проведение внеплановой документарной проверки в части соблюдения обязательных требований, установленных статей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки 13.03.2019 составлен акт проверки N 2544 и вынесено предписание N 946, которым на Общество возложена обязанность выполнить перерасчет платы за отопление с 21.12.2018 по 31.12.2018 жителям дома по адресу: г.Липецк бульвару Шубина д.18 в соответствии с пунктом 38, абзацем 3 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходя из показаний общедомового прибора учета, в соответствии с тарифом на тепловую энергию, действующим в указанный период, согласно Постановлению управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.11.2015 N 48/15 (в редакции от 18.12.2017). Срок исполнения предписания 06.05.2019.
Не согласившись с данным предписанием, ПАО "Квадра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении данного спора суд кассационной инстанции считает необходимым руководствоваться следующим.
Как было установлено судами и не оспаривается сторонами, внеплановая проверка в отношении ПАО "Квадра" была проведена надлежащим органом (ГЖИ Липецкой области), в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. N 493.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Как было установлено судами и следует из материалов дела между ПАО "Квадра", как ресурсоснабжающей организацией, и ООО "ГУК "Октябрьская"", как управляющей компанией МКД, расположенного по адресу: г.Липецк бульвар Шубина д.18, 09.01.2017 заключен договор ресурсоснабжения N 20002.
Согласно пункту 6.1 вышеуказанного договора расчетным периодом для оплаты за поставленные коммунальные ресурсы является календарный месяц.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.11.2015 г. N 49/15 (в редакции от 18.12.2017 г.) для ПАО "Квадра" утвержден тариф на тепловую энергию для населения на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 1 843 руб. 74 коп. за 1 Гкал.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 18.12.2018 г. N 52/2 для ПАО "Квадра" утвержден тариф на тепловую энергию для населения на период с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. в размере 1 874 руб. 99 коп. за 1 Гкал. При этом согласно пункта 3 вышеуказанного постановления, тарифы, установленные им действуют с 01.01.2019 года.
Таким образом, на основании нормативного правового акта произошло увеличение для ПАО "Квадра" тарифа на тепловую энергию для населения именно с 01.01.2019 г.
Однако, ПАО "Квадра" в квитанциях за январь 2019 г. плата за коммунальную услугу по отоплению, поставленную собственникам помещений многоквартирного дома 18 по бульвару Шубина г.Липецка в период с 21.12.2018 г. по 20.01.2019 г., начислена по тарифу 1 874 руб. 99 коп. за 1 Гкал, установленному Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 18.12.2018 г. N 52/2.
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П и др.).
Кроме того в соответствии с пунктом 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
На основании вышеизложенного, учитывая, что Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 18.12.2018 г. N 52/2 для ПАО "Квадра" установлены новые тарифы именно с 01.01.2019, при этом отсутствует прямое указание на использование данного тарифа на оплату услуги теплоснабжения, полученную потребителем до указанной даты, Общество не обосновано произвело начисление потребителям платы за потребленную энергию в период с 21.12.2018 по 31.12.2018 по тарифу, не действующему в указанный период.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Вывод суда апелляционной инстанции о не предусмотренном законодателем дроблением показаний прибора учета в месяце на дни, в настоящем споре не имеет правового значения, поскольку противоречит требованиям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, имеющимся в материалах настоящего дела отчет о потреблении в спорном МКД тепловой энергии и теплоносителя за январь 2019 свидетельствует о наличии ежедневных показателей приборов учета.
При этом ПАО "Квадра" при оспаривании предписания не ссылалось на его неисполнимость и не предоставила доказательств невозможности осуществления перерасчета платы за потребление тепловой энергии потребителями по действующим в спорный период тарифам.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного Арбитражный суд Центрального округа считает, что постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А36-3788/2019 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2019 по данному делу - оставлению в силе.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А36-3788/2019 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.06.2019 по делу N А36-3788/2019.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.