г. Калуга |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А83-17710/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Серокуровой У.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Кузиной И.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Солодовникова Е.М. (дов. от 09.01.2020); |
от ответчика
от третьих лиц |
Ибрагимовой З.С., индивидуального предпринимателя, Куркчи Р.М. (дов. от 04.09.2019); представители не явились, надлежаще извещены, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимовой З.С. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А83-17710/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к индивидуальному предпринимателю Ибрагимовой Зареме Серверовне (далее - ИП Ибрагимова З.С.) о признании недействительным договора о предоставлении гранта от 24.12.2015 N 79 и о взыскании суммы полученного гранта в сумме 492 900 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба финансового надзора Республики Крым, некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ИП Ибрагимова З.С. обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании ИП Ибрагимова З.С. и ее представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.08.2015 N 458 (далее - Порядок N 458), на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым от 17.12.2015 между Министерством экономического развития Республики Крым (грантодатель) и ИП Ибрагимовой З.С. (грантополучатель) 24.12.2015 был заключен договор N 79 о предоставлении гранта.
В соответствии с указанным договором Министерство на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым от 17.12.2015 предоставило ИП Ибрагимовой З.С. грант в сумме 492 900 руб. на реализацию бизнес-плана "Развитие тепличного хозяйства по выращиванию цветов, грибов вешенка и томатов "Черри".
Согласно п. 2.1. договора общая сумма гранта составляет 492 900 руб., которые передаются грантополучателю в соответствии с утвержденной сметой расходов по гранту (приложение 1 к настоящему договору) и планом - графиком реализации проекта.
Грантополучатель обязуется обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные настоящим договором (п. 3.2.1. договора).
В соответствии с п. 3.2.2. договора грантополучатель обязуется в случае нарушения условий настоящего договора возвратить грант в течение пяти рабочих дней с момента получения требований грантодателя.
В п. 3.2.4 - п. 3.2.7 договора предусмотрены обязанности грантополучателя своевременно предоставлять грантодателю отчетную информацию, предусмотренную Порядком N 458, расчетную и финансовую документацию, создать новые рабочие места.
На основании приказа Службы финансового надзора Республики Крым от 05.10.2016 N 474 проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году в Министерстве экономического развития Республики Крым за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 17.10.2016 N 10-22/3.
Проверкой установлено, что при предоставлении грантов конкурсной комиссией Министерства нарушены требования п.п. 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.7.1, 2.7.10, 4.14 Порядка N 458, ч. 5 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; победителями конкурсного отбора признаны ООО "Лира", ИП Ибрагимова З.С., ООО "Органик ФИЛДС" без предоставления ими полного пакета документов и Министерством необоснованно выданы гранты в общей сумме 1 792 500 руб.
В отношении ИП Ибрагимовой З.С. Служба финансового надзора Республики Крым пришла к выводу о незаконном выделении денежных средств в виде гранта в сумме 492 900 руб., поскольку предпринимателем в нарушение требований п. 2.4.3 Порядка N 458 представлены доказательства оплаты расходов только в размере 13,9% от суммы запрашиваемого гранта, тогда как документально должны быть подтверждены расходы в размере не менее 15% от суммы запрашиваемого гранта в рамках бизнес-плана.
Служба финансового надзора Республики Крым не признала представленные ИП Ибрагимовой З.С. накладные на покупку расходных материалов для развития тепличного хозяйства на сумму 177 719 руб. в качестве подтверждающих факт оплаты и несения ИП Ибрагимовой З.С. расходов в рамках бизнес-плана с отражением их в документах первичного учета, предусмотренных пунктом 2.4.3. Порядка N 458.
По результатам внеплановой проверки Службой финансового надзора Республики Крым Министерству выдано предписание от 10.11.2016 N 10.1-14/5327, которым с целью устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, предписано Министерству в порядке, определенном законодательством, взыскать ущерб, причиненный бюджету Республики Крым в сумме 1 792 500 руб. в связи с заключением договоров на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году, в том числе с ИП Ибрагимовой З.С. в сумме 492 900 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу N А83-8985/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2018, в удовлетворении требований Министерства о признании недействительным предписания от 10.11.2016 N 10.1-14/5327 отказано.
ИП Ибрагимова З.С. была привлечена к участию в деле N А83-8985/2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Министерство направило в адрес ИП Ибрагимовой З.С. претензию от 13.07.2018 N 12/1076 со ссылкой на недействительность договора о предоставлении гранта от 24.12.2015 N 79 как противоречащего требованиям закона и потребовало возвратить в полном объеме грант в сумме 492 900 руб.
В письме от 16.08.2018 ИП Ибрагимова З.С. отказала Министерству в удовлетворении требований, изложенных в претензии от 13.07.2018 N 12/076, указав на отсутствие вины в ее действиях.
Неисполнение ИП Ибрагимовой З.С. вышеуказанной претензии послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных настоящей статьей условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 542 утверждена Государственная программа Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2017 годы.
В целях реализации указанной программы Советом Министров Республики Крым было принято Постановление от 10.08.2015 N 458 "Об утверждении порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым".
В п. 2.4.3 Порядка N 458 предусмотрено, что начинающий предприниматель предоставляет составленные в соответствии с требованиями законодательства документы, согласно которым он документально подтвердил расходы в размере не менее 15% от суммы запрашиваемого гранта в рамках бизнес-плана (в случае если начинающий предприниматель является индивидуальным предпринимателем, он должен подтвердить расходы, понесенные им при осуществлении предпринимательской деятельности в рамках бизнес-плана, с отражением этого в документах первичного учета): стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалов и сырья, необходимых для производства; стоимости приобретенных прав на франшизу (паушальный взнос), приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии; на разработку, согласование и экспертизу проектно-сметной документации; приобретение лицензионного программного обеспечения, услуг по его обновлению; на обязательные платежи по получению лицензий, патентов, свидетельств авторских прав; на уплату арендных платежей по договорам аренды нежилых помещений на срок не более 6 месяцев, за исключением аренды нежилых помещений объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым, созданных при участии Совета министров Республики Крым.
В разделе 5 Порядка N 458 установлено, что по результатам конкурса Министерство подписывает договор о предоставлении гранта с победителем конкурса.
Судами по настоящему делу установлено, что по результатам проверки Служба финансового надзора Республики Крым признала, что ИП Ибрагимовой З.С. в нарушение требований п. 2.4.3 Порядка N 458 представлены ненадлежащие документы, которые необоснованно приняты Министерством, в связи с чем последнему Службой финансового надзора Республики Крым Министерству выдано предписание от 10.11.2016 N 10.1-14/5327 об устранении допущенных нарушений путем принятия мер к взысканию с субъектов малого предпринимательства предоставленных им сумм грантов, в частности с ИП Ибрагимовой З.С. гранта в сумме 492 900 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу N А83-8985/2016 установлено, что конкурсная заявка, поданная ИП Ибрагимовой З.С., не соответствовала требованиям пункта 2.4.3 Порядка N 458 и подлежала отклонению и, как следствие, ИП Ибрагимова З.С. не могла быть включена в реестр победителей конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, в связи с чем Министерству отказано в удовлетворении заявления о признании предписания от 10.11.2016 N 10.1-14/5327 незаконным.
Оспариваемый Министерством в рамках настоящего дела договор заключен сторонами по результатам конкурса, результаты которого оформлены протоколом заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым от 17.12.2015.
Суды при рассмотрении настоящего дела признали, что ИП Ибрагимова З.С. в соответствии с указанным протоколом заседания конкурсной комиссии необоснованно определена победителем конкурса.
При изложенных обстоятельствах, придя к выводу о предоставлении предпринимателем сведений для участия в конкурсном отборе на получение гранта с нарушением положений Порядка N 458, руководствуясь ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды признали обоснованными требования Министерства о признании договора N 79 от 24.12.2015 недействительным и обязали ИП Ибрагимову З.С. возвратить полученный грант (субсидию).
Нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования судов и им дана оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А83-17710/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.