г.Калуга |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А54-9269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Е.В.Бессоновой Р.Г.Калуцких |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям - Харитонов О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020;
от Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области - не явились, извещены надлежаще;
от гражданина Воронкова И.Н. - не явились, извещены надлежаще;
от гражданина Великовского Л.В. - не явились, извещены надлежаще;
от индивидуального предпринимателя Волковой И.Н.- не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А54-9269/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волкова Ираида Николаевна (далее - заявитель, ИП Волкова И.Н.) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Управление Россельхознадзора, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 25.07.2018 N 370 в/п.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Россельхознадзора обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Волкова И.Н. на праве общей долевой собственности (доля в праве 5/16) принадлежат земельные участки: с кадастровыми номером 62:15:0040440:71 площадью 20 000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - населенный пункт, участок находится примерно в 800 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Рязанский, д. Марьино-1; с кадастровым номером 62:15:0040440:90 площадью 116 524 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - населенный пункт, участок находится примерно в 700 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Рязанский, д. Марьино-1.
От администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в адрес Управления Россельхознадзора поступил акт обследования вышеуказанных земельных участков от 11.05.2018 N 16, из которого следовало, что данные земельные участки заросли сорной растительностью на площади около 100%, агрохимические и агротехнологические мероприятия не проводятся и не используются для ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
По результатам рассмотрения поступивших материалов должностным лицом Управления Россельхознадзора был издан приказ от 04.07.2018 N 370/вп о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения ИП Волковой И.Н. требований земельного законодательства.
Проведение указанной проверки согласовано с прокуратурой Рязанской области (решение о согласовании от 05.07.2018).
Извещение о проведении проверки от 09.07.2018 N УФС-АЛ-4170/18 и копия приказа от 04.07.2018 N 370/вп направлены в адрес ИП Волковой И.Н., которые получены последней17.07.2018.
Как следует из акта внеплановой выездной проверки, на дату проведения осмотров земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0040440:71, 62:15:0040440:90 на данных земельных участках имелось зарастание сорной растительностью. Высота травостоя составляет от 50 см до 100 см. Видовой состав вышеуказанной сорной растительности относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. Также на участке установлено наличие сухостоя и подушки из сухостоя из сорной растительности предыдущего вегетационного периода. Кроме того, на земельных участках установлено произрастание древесно-кустарниковой растительности (ива высотой от 1 м до 2 м).
В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства в адрес ИП Волковой И.Н. контролирующим органом направлено соответствующее предписание от 25.07.2018 N 370/вп, которым последней предложено в срок до 25.10.2018 устранить данные нарушения, в том числе путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применения гербицидов и др.), фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий.
Не согласившись с указанным актом Управления Россельхознадзора, ИП Волкова И.Н. обжаловала его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0040440:71 и 62:15:0040440:90 использовались с нарушением вышеизложенных требований земельного законодательства.
Указанные нарушения установлены по результатам проведенной внеплановой выездной проверки.
Процедура проведения проверки, установленная нормами Закона N 294-ФЗ, Управлением Россельхознадзора не нарушена.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части в кассационном порядке не обжалуются.
Вместе с тем, признавая оспариваемое предписание недействительным, арбитражный суд обоснованного исходил из следующего.
Как указано выше, в соответствии с действующим земельным законодательством обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и по проведению мероприятий, защищающих сельскохозяйственные угодья от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, возлагается как на собственников земельных участков, так и на землепользователей, арендаторов земельных участков.
Из материалов дела следует, что на дату проведения проверки спорные земельные участки находились во владении и пользовании гр. Великовского Л.В. на основании заключенного договора аренды от 01.06.2018. Наличие возникших правоотношений сторон по данной сделке подтверждено актом приема - передачи земельных участков и платежными документами о внесении арендатором арендных платежей.
Доказательств, свидетельствующих о недействительности данного договора аренды, Управлением Россельхознадзора суду не представлено.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений, связанных с использованием спорных земельных участков, должна возлагаться на арендатора данных земельных участков.
По вышеизложенным основаниям арбитражный суд обоснованно признал недействительным оспариваемое предписание Управления Россельхознадзора, которым неправомерно возлагалась обязанность по устранению нарушений земельного законодательства на ИП Волкову И.Н..
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что на дату проведения проверки у контролирующего органа отсутствовали сведения о предоставлении ИП Волковой И.Н. спорных земельных участков в аренду третьему лицу.
Доводы Управления Россельхознадзора в этой части не имеют правового значения для оценки законности оспариваемого предписания, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А54-9269/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
...
Процедура проведения проверки, установленная нормами Закона N 294-ФЗ, Управлением Россельхознадзора не нарушена."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2020 г. N Ф10-6345/19 по делу N А54-9269/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6345/19
06.12.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6345/19
23.09.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5944/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-9269/18