г. Калуга |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А23-2259/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Бутченко Ю.В. |
судей |
Ермакова М.Н. Радюгиной Е.А. |
при участии в судебном заседании:
от Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) - Коромысловой М.В. (доверенность от 11.10.2019);
от ООО "Фольксваген Групп Рус" (ОГРН 1025005336564, ИНН 5042059767) - Исаева А.Н. (доверенность от 28.05.2019 N 81/19);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фольксваген Груп Рус" на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А23-2259/2019,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фольксваген Групп Рус" (далее - общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 335 900 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Фольксваген Груп Рус" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 05.12.2019 судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Суды установили, что ООО "Фольксваген Групп Рус" на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни поданы таможенные декларации N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, по которым к таможенному декларированию предъявлены колесные транспортные средства различных наименований.
Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
После выпуска транспортных средств таможенным органом установлен факт неуплаты обществом утилизационного сбора по таможенной декларации N 10009194/070317/0001834 в сумме 247 500 рублей и по таможенной декларации N 10009194/190716/0006603 в размере 88 400 рублей, в связи с чем в адрес общества направлены уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора от 22.12.2018 N 45-15-09/8703 и от 10.01.2019 N 45-15-09/0062.
В установленный срок утилизационный сбор обществом не уплачен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Центральной акцизной таможни в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь статьей 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291), статьями 2, 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39, пришел к выводам о наличии у общества обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств, поскольку обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации; колесные транспортные средства выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими (сведения о заявленной таможенной процедуре соответствует значению - ИМ 40 и указаны в графе 1 ДТ); документов, позволяющих отнести ввезенные обществом транспортные средства к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, в материалы дела не представлено. размер суммы неуплаченного утилизационного сбора определен верно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
Законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Из пунктов 1 и статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 данной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также его размеры и порядок взимания определяются Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 4).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).
В пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза (пункт 7 указанной статьи).
В пункте 8 статьи Закона N 89-ФЗ за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.
Из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Вместе с тем из пункта 9 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
Следовательно, при уплате утилизационного сбора действующее правовое регулирование предусматривает освобождение от платы за утилизацию транспортного средства утратившего свои потребительские свойства организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.
При решении вопроса о наличии оснований для взыскания утилизационного сбора следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19.07.2019 N 30-П по делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", из которого следует, что положениями пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", кроме того, предусмотрено, что утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Тем самым не исключается отнесение утилизационного сбора к публичным платежам, направленным в том числе и на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств в период, предшествующий их утилизации. Это дает определенные основания не связывать данный сбор исключительно с созданием и развитием инфраструктуры по утилизации транспортных средств на территории Российской Федерации, хотя последнее исходя из наименования этого сбора как утилизационного, а также с учетом названия соответствующего Федерального закона - "Об отходах производства и потребления" - остается, очевидно, приоритетной его целью.
Такие принципы налогообложения, как справедливость, равенство и соразмерность, основанные на фундаментальных конституционных предписаниях (статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также конкретизирующий их принцип экономической обоснованности во всяком случае применимы к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору.
Временный характер нахождения транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не позволяют предполагать последующую утилизацию таких транспортных средств (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду от их эксплуатации в период, предшествующий их утилизации, как это касается транспортных средств, нахождение которых в Российской Федерации предполагается постоянным.
Между тем при существенно различном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду в Российской Федерации при их попадании на ее территорию в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и таможенной процедуре временного ввоза (допуска) лица, ввозящие их, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. Это, по существу, означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически не обоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности.
Кроме того, при неизбежном по общему правилу исходя из требований соответствующей таможенной процедуры вывозе транспортного средства с территории Российской Федерации его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться предусмотренным пунктом 9 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" освобождением от взимания платы в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций. Тем самым плательщики утилизационного сбора, осуществившие временный ввоз транспортного средства, ставятся в заведомо неравное положение с иными плательщиками утилизационного сбора, оплатившими его в том же размере, которые смогут рассчитывать на указанное освобождение от платы за утилизацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).
Согласно пунктам 11 и 11(2) Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси; далее - ОТТС, ОТШ), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней, в частности, с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
В случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 15(1) Правил).
Согласно примечанию 2 к названному Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора N 1291, категории приведенных в нем колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Из пунктов 1, 2, 7 и 8 указанного технического регламента следует, что настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства (ОТТС); для шасси - одобрение типа шасси (ОТШ); для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства; для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.
Согласно пункту 16 технического регламента, реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ООН, Глобальных технических правил ООН, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с, в том числе, в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) при проведении оценки соответствия в форме одобрения типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утв. Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 указанного Положения паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Учитывая изложенное суды сделали правильный вывод, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска ввозимого транспортного средства таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации.
Однако выводы судов о том, что колесные транспортные средства, ввезенные обществом по ДТ N 10009194/190716/0006603 и 10009194/070317/0001834 выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими (сведения о заявленной таможенной процедуре соответствует значению - ИМ 40 и указаны в графе 1 ДТ), а также в материалы дела не представлено документов, позволяющих отнести ввезенные обществом транспортные средства к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, нельзя признать обоснованными и соответствующими представленным в дело документам.
Суды не исследовали документы, направленные обществом в ответ на уведомления таможни, представленные обществом с отзывом в суд первой инстанции и с апелляционной жалобой в обоснование своих доводов против удовлетворения заявленных требований, не установили транспортные средства ввезенные обществом по указанным ДТ (в заявлении таможни о взыскании с общества утилизационного сбора, поступившем в суд 20.03.2019, также отсутствует указание на количество, наименование и характеристики транспортных средств, в отношении которых заявлены требования) и цель их ввоза, возможность и фактическое использование транспортных средств, факт и обстоятельства их утилизации на территории РФ либо их вывоза.
Доводы общества о том, что колесные транспортные средства по ДТ N 10009194/190716/0006603 и 10009194/070317/0001834 ввезены обществом на территорию РФ в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции с целью получения ОТТС, не получили исследования и оценки судов.
В материалы дела таможней в приложении к заявлению в суд представлены сведения о получении ОТТС моделями транспортных средств - Фольксваген Крафтер и Пассат 3С в 2017 - 2018 годах, которые не исследованы судами.
В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов.
Вопрос являются ли спорные ТС образцами завезенными с целью проведения исследований и испытаний, подпадают ли они под понятие "транспортное средство" в том значении, в котором оно используется в Законе N 89-ФЗ и принятом в его исполнение Постановлении Правительства РФ N 1291, суды не исследовали.
В совместных рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции указано, что для целей оценки соответствия серийно выпускаемой продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз в Российскую Федерацию ее проб и образцов (технические регламенты ЕАЭС (Таможенного союза), Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" (далее - Решение N 621), Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" (далее - Решение N 44).
Согласно праву ЕАЭС (Решение N 621, Решение N 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) и законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).
Как указано в совместных рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, при подаче таможенному органу отдельной таможенной декларации на товары в графе 37 "Процедура" указывается код особенностей перемещения "061" - товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
В таможенной декларации в графе 37 указывается код 061 - товары поставляемые в качестве проб и образцов для проведения испытаний.
Суды не исследовали указанный вопрос относительно транспортных средств по ДТ N 10009194/190716/0006603 и 10009194/070317/0001834.
Доказательств наличия ОТТС в отношении ввезенных ТС на момент их ввоза и выдачи в отношении них ПТС, материалы дела не содержат, следовательно, вывод судов о выпуске товара ввезенного обществом без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, не обоснован.
Довод общества о том, что ввезенные транспортные средства по ДТ N 10009194/190716/0006603 и 10009194/070317/0001834 после исследований и испытаний утилизированы за счет общества специализированной организацией ввиду утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, не получили исследования и оценки судов, в том числе и примирительно к положениям пункта 9 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
При этом, суды не дали оценки указанным обстоятельствам относительно влияния на наличие/отсутствие обязанности общества по уплате утилизационного сбора в отношении ТС указанных в названных ДТ.
Разрешение же вопроса о том, какое именно законоположение подлежит применению при разрешении конкретного дела с учетом его фактических обстоятельств, осуществляется судом.
Суды обеих инстанций не исследовали и не устанавливали соответствующие обстоятельства и в обжалуемых судебных актов отсутствуют выводы относительно доводов общества, изложенных как в отзыве на заявление, поданном в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, в связи с чем судебные акты приняты с нарушением части 1 статьи 168, статей 170, 270 АПК РФ.
Кроме того, суды, со ссылкой на примечание 3 Перечня N 1291 сделав вывод о верном определении размера суммы неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенной техники ООО "Фольксваген Групп Рус", что составляет 335 900 рублей, указали, что базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств равна 150 000 рублей и 20 000 рублей и определяется в зависимости от категории транспортного средства.
Однако, вывод судов также нельзя признать обоснованным, поскольку суды не установили какие транспортные средства ввезены обществом и их характеристики, категорию транспортных средств, дату и год выпуска, то есть показатели необходимые для проверки заявленной к взысканию суммы утилизационного сбора в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора N 1291.
При таких обстоятельства выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании утилизационного сбора нельзя признать законными и достаточно обоснованными.
Данные нарушения привели к не полному исследованию доказательств и принятию необоснованных судебных актов.
Между тем, от оценки доказательств и установления фактических обстоятельств зависит правовая квалификация обоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какая норма материального права должна быть применена (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не предоставил ему права исследовать и оценивать доказательства, которые ранее не были предметом исследования (оценки).
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, в полном объеме установить и исследовать обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, исследовать позиции лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, и с учетом установленных обстоятельств разрешить вопрос об обоснованности заявленных требований с применением норм подлежащего применению законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 14.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А23-2259/2019 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно праву ЕАЭС (Решение N 621, Решение N 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) и законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).
Как указано в совместных рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, при подаче таможенному органу отдельной таможенной декларации на товары в графе 37 "Процедура" указывается код особенностей перемещения "061" - товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
...
Довод общества о том, что ввезенные транспортные средства по ДТ N 10009194/190716/0006603 и 10009194/070317/0001834 после исследований и испытаний утилизированы за счет общества специализированной организацией ввиду утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, не получили исследования и оценки судов, в том числе и примирительно к положениям пункта 9 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2020 г. N Ф10-5686/19 по делу N А23-2259/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
13.10.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4844/20
08.07.2020 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2259/19
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
05.12.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
28.08.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4950/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2259/19