г. Тула |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А23-2259/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Стаханова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Центральной акцизной таможни (г. Москва, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) - Коромысловой М.В. (доверенность от 13.05.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фольксваген Груп Рус" (г. Калуга, ОГРН 1025005336564, ИНН 5042059767) - Шлыкова И.В. (доверенность от 01.01.2018 N 45/18), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2020 по делу N А23-2259/2019 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фольксваген Груп Рус" (далее - ООО "Фольксваген Груп Рус", общество, ответчик) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 335 900 рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.01.2020 решение суда первой инстанции от 14.06.2019 и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Фольксваген Груп Рус" на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни были поданы таможенные декларации N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, по которым предъявлены к таможенному декларированию колесные транспортные средства различных наименований.
Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
После выпуска самоходной машины Центральной акцизной таможней был установлен факт неуплаты ответчиком утилизационного сбора в сумме 247 500 рублей по таможенной декларации N 10009194/070317/0001834 и 88 400 рублей по таможенной декларации N 10009194/190716/0006603, в связи с чем в адрес ответчика были направлены уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора от 22.12.2018 письмом N 45-15-09/8703 и от 10.01.2019 N 45-15-09/0062.
В установленный срок утилизационный сбор обществом не был уплачен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Центральной акцизной таможни в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 данной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также его размеры и порядок взимания определяются Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 4).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).
В пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза (пункт 7 указанной статьи).
В пункте 8 статьи Закона N 89-ФЗ за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, компенсируются затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе эти затраты, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности.
Из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Вместе с тем из пункта 9 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
Следовательно, при уплате утилизационного сбора действующее правовое регулирование предусматривает освобождение от платы за утилизацию транспортного средства утратившего свои потребительские свойства организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.
При решении вопроса о наличии оснований для взыскания утилизационного сбора следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 19.07.2019 N 30-П по делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", из которого следует, что положениями пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", кроме того, предусмотрено, что утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Тем самым не исключается отнесение утилизационного сбора к публичным платежам, направленным в том числе и на компенсацию негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств в период, предшествующий их утилизации. Это дает определенные основания не связывать данный сбор исключительно с созданием и развитием инфраструктуры по утилизации транспортных средств на территории Российской Федерации, хотя последнее исходя из наименования этого сбора как утилизационного, а также с учетом названия соответствующего Федерального закона - "Об отходах производства и потребления" - остается, очевидно, приоритетной его целью.
Такие принципы налогообложения, как справедливость, равенство и соразмерность, основанные на фундаментальных конституционных предписаниях (статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также конкретизирующий их принцип экономической обоснованности во всяком случае применимы к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору.
Временный характер нахождения транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не позволяют предполагать последующую утилизацию таких транспортных средств (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду от их эксплуатации в период, предшествующий их утилизации, как это касается транспортных средств, нахождение которых в Российской Федерации предполагается постоянным.
Между тем при существенно различном предполагаемом воздействии транспортных средств на окружающую среду в Российской Федерации при их попадании на ее территорию в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и таможенной процедуре временного ввоза (допуска) лица, ввозящие их, обременяются уплатой утилизационного сбора в одинаковом размере. Это, по существу, означает взимание с лиц, осуществляющих временный ввоз транспортного средства, экономически не обоснованного обязательного платежа, что свидетельствует о произвольном характере правового регулирования в этой части, приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности.
Кроме того, при неизбежном по общему правилу исходя из требований соответствующей таможенной процедуры вывозе транспортного средства с территории Российской Федерации его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться предусмотренным пунктом 9 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" освобождением от взимания платы в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций. Тем самым плательщики утилизационного сбора, осуществившие временный ввоз транспортного средства, ставятся в заведомо неравное положение с иными плательщиками утилизационного сбора, оплатившими его в том же размере, которые смогут рассчитывать на указанное освобождение от платы за утилизацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11-14).
Согласно пунктам 11 и 11(2) Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси; далее - ОТТС, ОТШ), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней, в частности, с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
В случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 15(1) Правил).
Согласно примечанию 2 к названному Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора N 1291, категории приведенных в нем колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Из пунктов 1, 2, 7 и 8 указанного технического регламента следует, что настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента.
Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа,- одобрение типа транспортного средства (ОТТС); для шасси - одобрение типа шасси (ОТШ); для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства; для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.
Согласно подпункту 1 пункта 16 технического регламента реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ООН, Глобальных технических правил ООН, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с пунктами 11-15 и приложениями N 2 и 3 - в отношении типов выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) при проведении оценки соответствия в форме одобрения типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 указанного Положения паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
На основании изложенного суд первой инстанции по праву заключил, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает у декларанта в момент выпуска ввозимого транспортного средства таможенным органом в свободное обращение на территории Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что обществом по таможенной декларации N 10009194/190716/0006603 было ввезено 2 транспортных средства - Фольксваген Пассат 13.06.2016 года выпуска, VIN: WVWZZZ3CZHE011239 и VIN: WVWZZZ3CZHE008860, бензиновый двигатель, объем 1798 СМ3, мощность 180л., по таможенной декларации N 10009194/070317/0001834 было ввезено 1 транспортное средство - Фольксваген Крафтер 19.01.2017 года выпуска, VIN: WV1ZZZSYZH9000368, дизельный двигатель, объем 1968.
В ответ на уведомления таможни - письма ЦАТ (от 24.12.2018 исх. N 45-15-09/8703 и от 10.01.2019 исх. N 45-15-09/0062) ООО "Фольксваген Груп Рус" проинформировало Центральную акцизную таможню письмом (от 21.01.2019 исх. N 01/19-108) о том, что транспортные средства с идентификационными NN (VIN) WVWZZZ3CZHE008860, WVWZZZ3CZHE011239 и WV1ZZZSYZH9000368, ввезенные обществом на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ NN 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834 были выпущены таможенным органом условно исключительно для целей проведения сертификационных испытаний без права их использования (эксплуатации, потребления) в любой форме. На момент таможенной очистки вышеперечисленные автомобили не прошли подтверждение соответствия в форме Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), поскольку ввозились в Российскую Федерацию для проведения сертификации и получения ОТТС. В процессе сертификационных испытаний данные автомобили были подвергнуты разрушающим испытаниям по проверке срабатывания устройств экстренного вызова оперативных служб. В результате испытаний автомобили потеряли свои потребительские свойства и были утилизированы за счет ООО "Фольксваген Груп Рус" на специализированных предприятиях, имеющих все соответствующие лицензии и разрешения, что обеспечило экологическую безопасность утилизации.
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, определяет понятие "выпуск в обращение" как разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6 TP ТС 018/2011).
Пунктами 7-8 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 установлено, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии Техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI Технического регламента. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси). Документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, являются: для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа - одобрение типа транспортного средства.
В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов.
В совместных рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции указано, что для целей оценки соответствия серийно выпускаемой продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз в Российскую Федерацию ее проб и образцов (технические регламенты ЕАЭС (Таможенного союза), Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" (далее - Решение N621), Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" (далее - Решение N 44).
Согласно праву ЕАЭС (Решение N 621, Решение N 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) и законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).
Как указано в совместных рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, при подаче таможенному органу отдельной таможенной декларации на товары в графе 37 "Процедура" указывается код особенностей перемещения "061" - товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
В таможенной декларации в графе 37 указывается код 061 - товары, поставляемые в качестве проб и образцов для проведения испытаний.
Как следует из материалов дела, в таможенной декларации N 10009194/070317/0001834 в графе 37 указан код 061, в таможенной декларации N 10009194/190716/0006603 в данной графе код отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 134 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, установлено, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, предоставляемым таможенным органам, относятся: документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 8 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, документами, удостоверяющими соответствие требованиям данного Технического регламента при выпуске в обращение, являются - для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа - одобрение типа транспортного средства.
Таким образом, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещении под таможенные процедуры транспортных средств, оценка соответствия которых проводится в Форме одобрения типа, в таможенный орган для подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных ТК ЕАЭС, предоставляется Одобрение типа транспортного средства.
В соответствии со статьей 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений, а соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.
В случае если при выпуске товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то представление таких документов в соответствии со статьей 219 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент декларирования товаров по ДТ NN 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, а также в соответствии со статьей 107 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) может быть осуществлено после выпуска товара, в срок необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.
В соответствии со статьей 219 Закона N 311-ФЗ, а также статьей 107 Закона N 289-ФЗ по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление документов о соответствии после выпуска товаров.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество, являющееся декларантом по ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, направило в Центральную акцизную таможню соответствующие мотивированные обращения (письма от 13.07.2016 и от 20.02.2017) с просьбой разрешить помещение автомобилей с идентификационными NN (VIN) VWVVZZZ3CZHE0Q8860, WVWZZZ3CZHE011239 и WV1ZZZSYZH9000368 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления условно до предоставления соответствующих Одобрений типа транспортного средства.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, учитывая вышеуказанные положения таможенного законодательства, а также принимая во внимание, что Центральной акцизной таможней был разрешен выпуск товаров по ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834 без предоставления обществом Одобрения типа транспортного средства на ввозимые транспортные средства, данные транспортные средства могли быть выпущены только условно, в противном случае у таможенного органа отсутствовали основания для выпуска товаров до предоставления документов о подтверждении соответствия, предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза N 018/2011, то есть Одобрения типа транспортного средства.
Поскольку доказательств наличия ОТТС в отношении ввезенных транспортных средств на момент их ввоза и выдачи в отношении них ПТС, материалы дела не содержат, ссылка таможни на выпуск товара ввезенного обществом без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, является не обоснованной, равно как и ссылка на то, что отсутствие отметки "Условный выпуск" в графе "С" в ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834 является доказательством того, что товары были выпущены в обращение без каких-либо ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими.
Так, в соответствии с пунктом 42 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", буквенные графы "С" основного и добавочного листа ДТ заполняются должностным лицом таможенного органа.
Согласно пункту 43 указанной Инструкции в графе "С" основного и добавочного листов ДТ под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля под номером 3 указываются сведения об условном выпуске товаров, производится запись: "Условный выпуск", заверяемые подписью должностного лица и оттиском личной номерной печати.
Таким образом, суд области верно заключил, что общество не имело возможности самостоятельно заполнить сведения указанные графы ДТ и проставить отметку об условном выпуске товаров. Соответственно, отсутствие данной отметки в ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, притом что товары по данным ДТ были выпущены таможенным органом, может свидетельствовать об ошибке, допущенной должностным лицом таможенного органа, выразившейся в непроставлении соответствующей отметки в вышеуказанных ДТ.
В соответствии со статьей 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Учитывая вышеприведенные положения ТК ЕАЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку транспортные средства, ввезенные обществом на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834, имели установленные таможенным органом ограничения на использование и распоряжение, их ввоз не может считаться выпуском в обращение.
Обязательным условием уплаты утилизационного сбора, по смыслу положения Закона N 89-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, является выпуск в обращение транспортного средства на территории РФ Технический регламент Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, определяет понятие "выпуск в обращение" как разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6 TP ТС 018/2011), что соотносится с целью установления утилизационного сбора, предусмотренной статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ - обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, уплата утилизационного сбора в отношении данных автомобилей не требовалась, поскольку они не относились к Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291.
Указанная позиция также изложена в письме Минпромторга РФ от 27.03.2014 N 20-828, согласно которой утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, на которые не выдаются ПТС и которые не отнесены к категории "выпущенные в обращение на территории Российской Федерации".
Ссылка таможни на то, что испытание обществом транспортных средств на специальном полигоне оказывает вредоносное влияние на экологическую безопасность, здоровье человека и состояние окружающей среды, по праву не принята судом, поскольку не подтверждается соответствующими доказательствами.
Как следует из пояснений общества, спорные транспортные средства не были допущены к дорожному движению на территории Российской Федерации в силу отсутствия у них паспортов транспортных средств, и, таким образом, доставлялись на полигон эвакуаторами.
Как свидетельствуют представленные обществом доказательства, испытания проводились на предмет подтверждения соответствия требованиям пункта 17 Приложения N 3 к TP ТС 018/2011 ("Требования к транспортным средствам в отношении установки системы вызова экстренных оперативных служб"). Методика проведения таких испытаний, принятая на полигоне ФГУП "НАМИ", в соответствии с Правилами N 94 и N 95 ЕЭКООН, предполагает при выполнении фронтального удара испытуемого автомобиля о барьер разгон его специальным устройством (катапультой), а при выполнении бокового удара - удар автомобиля имитатором препятствия, установленном на тележке. Двигатель автомобиля при этом находится в выключенном состоянии, соответственно, выброс каких-либо вредных веществ в атмосферу исключен. Вред, который потенциально мог быть причинен в связи с образованием отходов после испытаний транспортных средств, исключается путем самостоятельной утилизации данных транспортных средств обществом.
Так, транспортные средства, ввезенные по ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834 после исследований и сертификационных испытаний были утилизированы, ввиду утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств, за счет общества специализированной организацией, имеющей все лицензии и разрешения, что обеспечило экологическую безопасность утилизации, что подтверждается представленным обществом в материалы дела доказательствами.
При этом недопустимо возложение обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного обществом спорного товара по причине их утилизации за счет последнего специализированной организацией, ввиду утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств.
При этом судом также обоснованно отклонен довод таможни о том, что позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 19.07.2019 N 30-П, не может быть применима к обстоятельствам настоящего дела, поскольку спорные транспортные средства ввезены обществом не в соответствии с процедурой временного ввоза, а в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на следующие обстоятельства, которые имеют значение при определении обязанности по уплате утилизационного сбора - введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства; соразмерность налогообложения является одним из проявлений принципа справедливости в налоговой сфере, сдерживающего неоправданные фискальные притязания государства, и такие принципы налогообложения, как справедливость, равенство и соразмерность, основанные на фундаментальных конституционных предписаниях (статья 17, часть 3; статья 19; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также конкретизирующий их принцип экономической обоснованности во всяком случае применимы к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору.
Ввоз транспортных средств обществом при их невозможности эксплуатации и последующей их утилизации последним за свой счет также предполагает существенно различное воздействие таких транспортных средств на окружающую среду в Российской Федерации в сравнении с транспортными средствами, предназначенными для нормальной эксплуатации. По существу, это означает взимание с общества экономически не обоснованного обязательного платежа, что приводит к отступлению от принципов справедливости и соразмерности налогообложения.
Более того, в случае оплаты обществом утилизационного сбора за спорные транспортные средства, последний (или иное лицо, которому общество могло бы осуществить отчуждение спорных транспортных средств) не смог бы воспользоваться предусмотренным пунктом 9 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" освобождением от взимания платы в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" отметка об уплате утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта транспортного средства, паспорта шасси транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемых на выпуск в обращение.
В силу отсутствия у спорных транспортных средств паспортов транспортных средств, общество или иные третьи лица были бы лишены возможности доказать организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, факт уплаты утилизационного сбора.
При изложенным обстоятельствах, учитывая, что ввозимый обществом по ДТ N N 10009194/190716/0006603, 10009194/070317/0001834 спорный товар не был предназначен для эксплуатации в качестве транспортного средства, утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2020 по делу N А23-2259/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2259/2019
Истец: Центральная Акцизная таможня
Ответчик: ООО Фольксваген Груп Рус
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
13.10.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4844/20
08.07.2020 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2259/19
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
05.12.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5686/19
28.08.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4950/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2259/19