город Калуга |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А83-8230/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 125, корп. Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Камская, д. 12, ОГРН 1149102135852, ИНН 9102062186): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 года по делу N А83-8230/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - Управление ПФ РФ в г. Симферополе, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно - диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (далее - ГБУЗ РК "КДЦ ПО ОДН", учреждение) финансовых санкций в сумме 2500 руб. за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в г. Симферополе просит отменить состоявшиеся решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что судами нарушены нормы материального права.
От Управления ПФ РФ в г. Симферополе в суд округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
В связи с неявкой в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГБУЗ РК "КДЦ ПО ОДН" в адрес пенсионного фонда дополнительно к ранее направленным сведениям представлены 29.09.2018 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за декабрь 2017 года в отношении пяти застрахованных лиц.
В результате проведенной в отношении учреждения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по представленным 29.09.2018 дополняющим сведениям (СЗВ-М), Управлением ПФ РФ в г. Симферополе установлено несвоевременное представление ГБУЗ РК "КДЦ ПО ОДН" сведений о пяти застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017.
По результатам проверки составлен акт от 11.10.2018 N 091S18180017796 и принято решение от 21.11.2018 N 091S19180019973 о привлечении ГБУЗ РК "КДЦ ПО ОДН" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2500 руб.
Требование Управления ПФ РФ в г. Симферополе об уплате финансовой санкции от 17.12.2018 N 091S01180026209 учреждением добровольно в срок до 09.01.2019 не исполнено.
Выданный 04.03.2019 по заявлению Управления ПФ РФ в г. Симферополе судебный приказ отменен определением Арбитражного суда Республики Крым от 04.04.2019, после чего фонд обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, руководствуясь положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), обоснованно исходили из того, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ у фонда отсутствовали, поскольку учреждение самостоятельно устранило неполноту (недостоверность) сведений, представив корректирующие сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" в соответствии с Инструкцией N 766н.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ).
Вместе с тем, суды обоснованно исходили из того, что ГБУЗ РК "КДЦ ПО ОДН" представило корректирующие (дополняющие) сведения, которые приняты Управлением ПФ РФ в г. Симферополе, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ; проверка, по результатам которой установлено нарушение обществом требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление в декабре 2017 года сведений о застрахованных лицах, проведена Управлением ПФ РФ в г. Симферополе только после получения дополнительно представленных сведений.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к страхователю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В этой связи оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2019 года по делу N А83-8230/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к страхователю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2020 г. N Ф10-6411/19 по делу N А83-8230/2019