г. Калуга |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А09-1934/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Бутченко Ю.В. Чаусовой Е.Н.
|
При участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, оф. 15, ОГРН 1092310004731, ИНН: 2310141799)
от Брянской таможни (241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 41, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
Супроненко О.Н. - представителя (дов. от 09.01.2010 N 06-60/27, пост., диплом) Цуканова Р.Ю. - представителя (дов. от 09.01.2010 N 06-60/13, пост., диплом) Фандеевой Е.А. - представителя (дов. от 09.01.2010 N 06-60/29, пост., диплом) |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу А09-1934/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (далее - ООО "Инвестстрой", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений от 20.12.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10102032/300316/0003123, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005341, 10102032/240516/0005348, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/060716/0007059, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/020816/0008050, 10102032/080816/0008250 и о возложении на таможню обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем возврата денежных средств, уплаченных на основании оспариваемых решений таможни от 20.12.2018 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Изучив материалы дела, выслушав представителей таможни, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на Брянском таможенном посту Брянской таможни таможенным представителем ООО "Терминал Курск" от имени общества по ДТ N N 10102032/300316/0003123, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005341, 10102032/240516/0005348, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/060716/0007059, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/020816/0008050, 10102032/080816/0008250 заявлены сведения о товаре (светильники), ввезенном в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 08.09.2015 N 08009/15, заключенного с компанией "Selux Aktiengeschaft" на условиях поставки EXW "Завод фирмы Солюкс в Германии".
Таможенная стоимость заявлена по стоимости сделки с ввозимым товаром.
В графе 17 деклараций заявлены расходы по перевозке товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС:
- Козловичи (ДТ N N 10102032/080616/0005976, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005341, 10102032/240516/0005348, 10102032/300316/0003123);
- Берестовица (ДТ N 10102032/020816/0008050);
- Брузги-2 (ДТ N 10102032/060716/0007059).
По ДТ N 10102032/080616/0005977 таможенная стоимость заявлена по резервному методу определения таможенной стоимости. В графе 17 декларации таможенной стоимости заявлены расходы по перевозке до места прибытия Козловичи.
В целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости ввезенных товаров обществом при декларировании представлены следующие документы: внешнеторговый контракт купли-продажи с дополнениями (приложениями) с согласованными ценами; CMR; коммерческий инвойс на товары; документы, подтверждающие предоплату товаров; договор на транспортно-экспедиторское обслуживание с ООО "АвтоРус" от 21.03.2016 N 205/16; счета, выставленные ООО "АвтоРус" в евро, представленные в формализованном виде за оказанные транспортно-экспедиционные услуги по маршруту Германия - Краснодар (Россия) с разбивкой стоимости расходов от места в стране загрузки до границы Союза и от границы Союза до места назначения в Российской Федерации.
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего пользования.
Таможней проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров - "светильники", сведения о которых задекларированы по ДТ N N 10102032/011016/0010547, 10102032/020816/0008050, 10102032/060716/0007059, 10102032/061016/0010735, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/080816/0008250, 10102032/100517/0004219, 10102032/140116/0000147, 10102032/181116/0012415, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/220116/0000441, 10102032/220316/0002794, 10102032/220316/0002807, 10102032/230916/0010188, 10102032/230916/0010191, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005341, 10102032/240516/0005348, 10102032/241016/0011422, 10102032/260617/0006067, 10102032/270916/0010363, 10102032/290616/0006796, 10102032/300316/0003123, 10102032/300817/0008837, по результатам которой составлен акт от 09.11.2018 N10102000/210/091118/А000142.
В рамках камеральной таможенной проверки обществом представлены заверенные копии счетов на оплату в евро, счетов-фактур в рублях (без разбивки стоимости транспортных расходов от места загрузки в стране отправления до места прибытия), выставленных ООО "АвтоРус".
Согласно полученным в ходе таможенной проверки информации, ООО "АвтоРус" перевозку товара не осуществляло, поскольку перевозка груза осуществлялась третьими лицами на основании ряда последовательно заключенных договором на перевозку.
Поскольку представленные перевозчиками документы не содержали разбивки стоимости транспортных расходов от места в стране загрузки до границы ТС, а также после границы до места назначения, таможенным органом приняты решения от 20.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N N 10102032/300316/0003123, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005341, 10102032/240516/0005348, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/060716/0007059, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/020816/0008050, 10102032/080816/0008250.
Доначисленные таможенные платежи уплачены обществом в полном объеме.
Полагая, что решения от 20.12.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Инвестстрой" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части решений таможенного органа от 20.12.2019 в отношении ДТ N N 10102032/300316/0003123, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005348, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/060716/0007059, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/020816/0008050, 10102032/080816/0008250, суды обоснованно руководствовались следующим.
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (пункт 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Таможенного кодекса Таможенного союза, - таможенным органом (пункт 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на момент ввоза товара) заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу положений пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально.
На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 5 данного Соглашения при отсутствии документального подтверждения транспортных расходов отдельно до и после места прибытия на территории Таможенного союза, такие расходы должны включаться в таможенную стоимость товара в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в договоре транспортной экспедиции от 21.03.2016, заключенном между обществом и ООО "АвтоРус", стоимость услуг по перевозке грузов на объект "Стадион на территории, прилегающей к ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре" определена в целом, без разделения отдельно до и после места прибытия на территорию Таможенного союза.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом представлены счета, выставленные ООО "АвтоРус" в Евро (имеющие разбивку до границы и после) и счета-фактуры в рублях (не содержащие разбивки). ООО "АвтоРус", с которым общество заключило договор транспортной экспедиции, не осуществляло непосредственно перевозку товаров, в каждой из перевозок участвовало еще несколько посредников. В документах, полученных от посредников и перевозчиков, так же не содержится разбивки транспортных расходов до границы и после, что не отрицается обществом.
Таким образом, расходы по оплате услуг по договору транспортной экспедиции от 21.03.2016 подлежали включению в структуру таможенной стоимости в полном объеме.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что таможня правомерно скорректировала оспариваемыми решениями заявленную обществом таможенную стоимость в сторону увеличения по ДТ N N 10102032/300316/0003123, 10102032/240516/0005339, 10102032/240516/0005348, 10102032/080616/0005976, 10102032/080616/0005977, 10102032/060716/0007059, 10102032/190716/0007535, 10102032/200716/0007537, 10102032/210716/0007585, 10102032/210716/0007586, 10102032/210716/0007596, 10102032/020816/0008050, 10102032/080816/0008250 является правильным.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых требования статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе о распределении бремени доказывания, судами не нарушены.
Довод общества о том, что у таможни по состоянию на 20.12.2018 не было полномочий на принятие оспариваемых решений, рассмотрен судами и обоснованно отклонен как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, судебные акты в части отказа обществу в удовлетворении требований в отношении решения таможенного органа от 20.12.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10102032/240516/0005341, кассационная инстанции не может признать обоснованными в связи со следующим.
По правилам пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Согласно части 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
В соответствии с частью 28 этой же статьи на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Полагая, что у таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения о внесении изменений в ДТ N 10102032/240516/0005341, общество указывало на отсутствие в акте камеральной проверки от 09.11.2018 каких-либо выводов о наличии признаков занижения таможенной стоимости товара в отношении указанной ДТ.
Суды, отклоняя указанный довод, пришли к выводу о допущенной таможенным органом технической ошибке, что не повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Вместе с тем в материалах дела отсутствует документ, свидетельствующий об исправлении таможенным органом технической ошибки, допущенной в акте камеральной проверки от 09.11.2018, в связи с чем вышеуказанный вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того судами не дана оценка доводам общества, что в приложении N 3 (расчет сумм, подлежащих уплате таможенных платежей) к акту камеральной проверки от 09.112018 ДТ N 10102032/240516/0005341 также не указана.
При таких обстоятельствах решение и постановление в указанной части как принятые с нарушением норм процессуального права, по неполно выясненным, имеющим существенное значение для разрешения спора обстоятельствам, что могло повлечь принятие неправильного судебного акта, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.06.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А09-1934/2019 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" в удовлетворении требований о признании незаконным решения таможни от 20.12.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10102032/240516/0005341 и о возложении на таможню обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем возврата денежных средств, уплаченных на основании оспариваемого решения, отменить и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
В соответствии с частью 28 этой же статьи на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2020 г. N Ф10-6398/19 по делу N А09-1934/2019