город Калуга |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А14-16384/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (Воронежская область, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 5 А, ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N 2" (Воронежская область, г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, д. 64, ОГРН 1023601581915, ИНН 3650003371): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на определение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года по делу N А14-16384/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - УПФР в г.Воронеже, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Областная детская клиническая больница N 2" (далее - учреждение) финансовых санкций в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2017 год.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 13.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019, заявление пенсионного фонда возвращено.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить состоявшиеся определение и постановление судов, указывая, что эти судебные акты не соответствуют требованиям закона.
Представители пенсионного фонда, учреждения, представившего возражения по жалобе, извещенные о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Статьей 213 АПК РФ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1). Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
В соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, указано, что исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, универсальности воли законодателя к отношениям взыскания финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей допустимо по аналогии закона применять положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующей взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Исходя из положений статьи 48 НК РФ пенсионный фонд вправе обратиться в суд за взысканием штрафных санкций в случаях превышения их суммы размера 3000 руб. либо после истечения трехлетнего срока с даты, установленной для исполнения самого раннего требования по взыскиваемому штрафу, не превышающему сумму 3 000 руб.
В иных случаях, когда сумма штрафа не превышает 3 000 руб. и в отношении нее не истек трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, заявление пенсионного фонда в силу статьи 48 НК РФ и статьи 213 АПК РФ не подлежит рассмотрению в суде.
Основанием для обращения пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд являются решение от 14.03.2019 N 046S19190002744 о взыскании с учреждения по части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете финансовой санкции в сумме 500 руб. и адресованное этому учреждению требование об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2019 N 046S01190005936 со сроком уплаты до 30.04.2019.
Учитывая, что в данном случае УПФР в г. Воронеже обратилось с заявлением о взыскании суммы финансовой санкции в размере, составляющем менее 3 000 руб., до истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения требования о ее уплате, то в силу положений статьи 48 НК РФ, статьи 213 АПК РФ и упомянутого Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации данное требование пенсионного фонда не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом этого суд первой инстанции по существу правильно не принял указанное заявление к своему производству.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые бы могли повлечь за собой отмену состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Воронежской области от 13 сентября 2019 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 года по делу N А14-16384/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, указано, что исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, универсальности воли законодателя к отношениям взыскания финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей допустимо по аналогии закона применять положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующей взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Исходя из положений статьи 48 НК РФ пенсионный фонд вправе обратиться в суд за взысканием штрафных санкций в случаях превышения их суммы размера 3000 руб. либо после истечения трехлетнего срока с даты, установленной для исполнения самого раннего требования по взыскиваемому штрафу, не превышающему сумму 3 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2020 г. N Ф10-71/20 по делу N А14-16384/2019