г. Калуга |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А83-1177/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ванда" (ОГРН 1149102077420, ИНН 9103009153, ул. Строителей, д. 6, лит.А, г. Ялта, Республика Крым, 298607) - Мешалкина А.А. - представителя по доверенности от 20.11.2019, диплом; Лапченко - Врублевского А.А. - представителя по доверенности от 22.01.2019, диплом; Медведева В.Н. - представителя по доверенности от 23.01.2020, диплом;
от Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600 ) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130275, ИНН 9103015502, ул. Свердлова, д. 21, г. Ялта, Республика Крым, 298603) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ванда" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А83-1177/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ванда" (далее - ООО "Ванда", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент) о признании незаконным постановления Администрации от 19.11.2018 N 2274-п об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок общей площадью 45000 кв. м, кадастровый номер 90:25:060401:262, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, в районе ул. Кедровая.
Дело рассматривалось с участием Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры).
Решением суда от 04.07.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2019 решение суда от 04.07.2019 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Массандровского поселкового совета от 14.10.2009 N 27 обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок (кадастровый N 0111948100:04:001:0240) площадью 45000,00 кв.м, из земель общего пользования, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, в том числе по угодьям: 45000,00 кв.м - "зеленые насаждения общего пользования", для строительства рекреационного комплекса по адресу: пгт. Никита, в районе ул. Кедровая. На земельном участке строения и сооружения отсутствуют.
30.07.2010 между Массандровским поселковым советом и обществом заключен договор аренды, который зарегистрирован в установленном на тот период законодательством Украины порядке в государственном реестре земель 22.09.2010 за номером 041000700006. Актом приема-передачи от 22.09.2010 земельный участок передан в арендное пользование обществу.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, участку присвоен кадастровый номер 90:25:060401:262.
Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду в порядке переоформления права на тех же условиях.
Постановлением Администрации от 19.11.2018 N 2274-п обществу отказано в предоставлении в аренду в порядке переоформления права на земельный участок общей площадью 45000 кв.м, из категории земель - "Земли населенных пунктов", кадастровый N 90:25:060401:262, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, в районе ул. Кедровая, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (часть 6 статьи 13 Закона N 38-3PK).
Посчитав отказ незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 38-ЗРК, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действующей на момент принятия оспоренного постановления) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного, обязаны до 1 января 2020 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Генеральные планы поселений и городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований, которыми определяются границы и функциональное назначение определенных зон (пункт 5 статьи 1, часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса).
Регламентация градостроительной деятельности, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 N 10-П, имеющая целью, в первую очередь, обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Генеральный план, определяя назначение территории исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
В силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, первичности генерального плана поселения (городского округа) как основополагающего документа территориального планирования, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 12.10.2017 N 67-АПГ17-7, от 30.11.2017 N 87-АПГ17-2).
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению Департамента архитектуры от 25.04.2017 N 02-08/1283 испрашиваемый обществом земельный участок согласно генеральному плану курортного района Большая Ялта, утвержденному постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 15.06.1993 N 136, расположен на территории лесопарков, в связи с чем не соответствует виду функционального использования, установленного в договоре, в подтверждение чего представлена выкопировка из названного Генерального плана и постановление об утверждении Генерального плана.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Таким образом, предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления прав для целей строительства рекреационного комплекса за счет земель общего пользования противоречило бы действующему законодательству Российской Федерации.
Запрет на строительство объектов капитального характера на землях общего пользования (землях коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность) в период предоставления в аренду земельного участка был установлен подпунктом "а" пункта 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Ялты расположен в лесопарковой зоне, что по смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ препятствует его предоставлению в аренду, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии законных оснований у Администрации для принятия оспариваемого ненормативного акта в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями закона, не нарушающих права и законные интересы заявителя.
Иное толкование заявителем положений закона и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А83-1177/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Ялты расположен в лесопарковой зоне, что по смыслу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 ЗК РФ препятствует его предоставлению в аренду, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии законных оснований у Администрации для принятия оспариваемого ненормативного акта в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями закона, не нарушающих права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2020 г. N Ф10-6549/19 по делу N А83-1177/2019