г. Калуга |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А83-16907/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.01.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Монолит Люкс 2000" (ОГРН 1149102030780, ИНН 9103003088, ул. Скалистая, д. 3, пгт. Восход, г. Ялта, Республика Крым, 298652) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029, площадь Совесткая, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492, площадь Совесткая, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130275, ИНН 9103015502, ул. Свердлова, д. 21, г. Ялта, Республика Крым, 298603) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А83-16907/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит Люкс 2000" (далее - заявитель, общество, ООО "Монолит Люкс 2000") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент) о признании недействительным постановления Администрации от 06.09.2018 N 1656-п об отказе о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, район Южнобережного шоссе, в порядке переоформления прав.
Дело рассматривалось с участием Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры).
Решением от 02.07.2019 суд признал недействительным постановление Администрации от 06.09.2018 N 1656-п и возложил на Администрацию обязанность рассмотреть обращение общества о заключении договора аренды земельного участка площадью 16400 кв.м с кадастровым номером 90:25:040104:236, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт.Кореиз, район Южнобережного шоссе, в порядке переоформления права аренды.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.09.2019 решение суда от 02.07.2019 изменено в части определения способа восстановления нарушенного права: на Департамент возложена обязанность подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка площадью 16400 кв.м с кадастровым номером 90:25:040404:236, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, район Южнобережного шоссе, и направить его в адрес общества с ограниченной ответственностью "Монолит Люкс 2000" не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм процессуального, материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании решения Кореизского поселкового совета Автономной Республики Крым от 31.03.2009 N 1381 по договору от 12.06.2009 обществу передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок (кадастровый номер 0111947100:01:004:0397) общей площадью 1,6400 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, район Южнобережного шоссе, для строительства и обслуживания рекреационного комплекса по видам угодий "земли рекреационного назначения", "застроенные земли, используемые для отдыха и иные открытые земли", в том числе "кемпингов, домов для отдыха или проведения отпусков" из земель Кореизского поселкового совета.
Договор зарегистрирован в установленном на тот период законодательством Украины порядке в государственном реестре земель 03.02.2010 за номером 041000700001.
10.07.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, участку присвоен кадастровый номер 90:25:040104:236.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.04.2018 по делу N А83-13868/2017 было признано незаконным бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в неисполнении обязанностей, предусмотренных п. 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313, при рассмотрении заявления ООО "Монолит Люкс 2000" от 28.03.2017 о переоформлении права аренды земельного участка площадью 16400 кв.м. с кадастровым номером 90:25:040104:236, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, район Южнобережного шоссе.
Суд обязал Администрацию в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу рассмотреть заявление ООО "Монолит Люкс 2000" от 28.03.2017 о переоформлении права аренды земельного участка площадью 16400 кв.м. с кадастровым номером 90:25:040104:236, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, район Южнобережного шоссе.
Согласно постановлению Администрации города Ялты от 06.09.2019 N 1656-п во исполнение решения суда от 23.04.2018 по делу N А83-13868/2017 Администрация рассмотрела обращение Общества о предоставлении в порядке переоформления в аренду вышеуказанного земельного участка и отказала ему в этом в связи с нарушением условий п. 9.1.2 договора аренды, зарегистрированного 03.02.2010 N 041000700001.
Посчитав отказ незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что основания, по которым Администрация считает договор аренды заявителя не подлежащим переоформлению, не соответствуют требованиям части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
С этим выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласится с указанными выводами судов в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. Федерального конституционного закона от 23.06.2016 N 5-ФКЗ) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом N 38-ЗРК.
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N 38-ЗРК, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действующей на момент принятия оспоренного постановления) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного, обязаны до 1 января 2020 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта установлена "Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденными решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 N 37 (далее - Правила N 37).
Согласно пунктам 2, 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил N 37).
Согласно пункту 8 Правил N 37 в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления является: 1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; 2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства). Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления (п. 11, п. 12 Правил N 37).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
В оспариваемом постановлении Администрации от 06.12.2018 N 1656-п есть ссылка на сообщение Департамента архитектуры от 29.05.2017 N 02-08/3909 (т. 1, л.д. 130), в котором есть ссылка на Генеральный план пгт.Кореиз, утвержденный решением 32 сессии 6-ого созыва Кореизского поссовета от 17.05.2013 N 10.
Согласно сообщению Департамента архитектуры от 29.08.2019 (т. 2, л.д. 80), в котором также есть ссылка на Генплан пгт. Кореиз 2013 года, испрашиваемый обществом в порядке переоформления земельный участок находится на территории санаторных учреждений, частично улиц и дорог местного значения.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Генеральные планы поселений и городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований, которыми определяются границы и функциональное назначение определенных зон (пункт 5 статьи 1, часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса).
Регламентация градостроительной деятельности, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 N 10-П, имеющая целью, в первую очередь, обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Генеральный план, определяя назначение территории исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
В силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, первичности генерального плана поселения (городского округа) как основополагающего документа территориального планирования, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 12.10.2017 N 67-АПГ17-7, от 30.11.2017 N 87-АПГ17-2).
Пунктом 8 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Таким образом, предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления прав для целей строительства рекреационного комплекса за счет земель общего пользования противоречило бы действующему законодательству Российской Федерации.
Запрет на строительство объектов капитального характера на землях общего пользования (землях коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность) в период предоставления в аренду земельного участка был установлен подпунктом "а" пункта 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины.
Вместе с тем суды не истребовали карты планируемого размещения объектов местного значения поселения, с отображением дорог и их местоположения по отношению к спорному земельному участку, а также текстовое обоснование выбранного варианта его размещения, подлинник генерального плана в части спорного участка.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А83-16907/2018 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2020 г. N Ф10-6584/19 по делу N А83-16907/2018