г. Калуга |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А08-1220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Якимова А.А.
судей Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А08-1220/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖилСервис" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - управление, УГЖН) о признании недействительными и отмене пунктов N 3,4,5,6,7,10,12,13,14 предписания от 05.12.2018 N 1871.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования.
По мнению ООО УК "ЖилСервис", Управление государственного жилищного надзора Белгородской области вменяет исполнение предписаний непосредственно управляющей организации, без участия собственников жилых помещений, что приводит к финансовым потерям компании, выполнение предписанных работ не входит в тариф, является нарушением прав в сфере предпринимательской деятельности и также нецелевым использованием денежных средств.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами на основании материалов дела, управлением в отношении управляющей компании была проведена внеплановая выездная проверка по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома. в ходе которой выявлены нарушения Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
По результатам проверки выдано оспариваемое предписание, пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14 которого на общество возложены следующие обязанности:
3) провести техническое обследование мест общего пользования многоквартирного дома на предмет выявления присутствующих повреждений штукатурноокрасочного слоя перегородок, стен и перекрытий,
4) провести техническое обследование электрооборудования мест общего пользования дома,
5) провести мероприятия по устранению неисправностей балконов общего пользования жилого дома имеющих признаки повреждений несущих конструкций балконных плит,
6) провести мероприятия по устранению неисправностей окон межэтажных лестничных площадок,
7) провести мероприятия по восстановлению отсутствующего остекления балконной двери,
10) провести мероприятия по устранению неисправностей санитарнотехнических приборов (раковина кухни, краны умывальника, отсутствует крепление),
12) провести мероприятия по техническому обследованию стояков канализации,
13) провести мероприятия по проведению санитарной уборки в помещениях общего пользования подъезда,
14) провести мероприятия по устранению присутствующих элементов коррозии.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды пришли к выводу о том, что предписание УГЖН Белгородской области соответствует закону в части оспариваемых пунктов.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами N 10, 11, 13, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, осуществлять текущее содержание и текущий ремонт общего имущества дома. Управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила эксплуатации) и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о правомерности возложения на заявителя обязанности по проведению мероприятий по устранению неисправностей балконов общего пользования (пункт 5 предписания) с учетом вышеуказанных норм права.
Также судом первой инстанции правомерно отказано в признании недействительными требований управления о проведении санитарной уборки в помещениях общего пользования (пункт 13 предписания), поскольку это предписано подпунктом "г" пункта 11 Правил N 491.
Суды первой и апелляционной инстанций также пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания в части пунктов 3,4,6,7,12,14 в силу того, что работы по ремонту оконных и дверных заполнений, устранению следов коррозии на общедомовом имуществе, обследование отдельных элементов общедомовых стояков и заполнений общих стен, обследование общедомового имущества, в том числе электрооборудования, отнесены к работам в рамках текущего обслуживания и текущего ремонта в силу пунктов 4.3.1, 4.5.1, 5.6.2, 5.6.6, 4.7.7, 4.7.1, 5.8.3 Правил N 170.
Таким образом, в результате оценки содержания пунктов 3,4,5,6,7,12,13,14 предписания суды пришли к правомерным выводам, что они соответствуют требованиям вышеуказанных пунктов Правил N 170 и Правил N 491.
Вместе с тем, оценивая правомерность пункта 10 оспариваемого предписания, суды пришли к выводу, что оно касается замены сантехнических приборов в местах общего пользования (секционных кухонь), поэтому также относятся к текущему ремонту общедомового имущества.
Между тем, суды не установили следующие юридически значимые обстоятельства для указанного вывода.
Пунктом 10 оспариваемого предписания заявителю предписано провести мероприятия по устранению неисправностей санитарно-технических приборов (раковина кухни, краны умывальника, отсутствует крепление) в месте расположения кухни жилых помещений 97-100, (унитаз) в месте расположения жилых помещений 25-28, многоквартирного дома.
Обеспечение обслуживания жилищного фонда в рамках внутреннего водопровода и канализации установлены пунктом 5.8.3 Правил эксплуатации N 170.
В соответствии с указанным пунктом Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Суды установили, что санитарно-технические приборы находятся в кухнях, предназначенных для обслуживания жилых секций, поскольку здание проектировалось и вводилось в эксплуатацию как общежитие, но впоследствии и в данный момент оно переведено их состава общежитий в состав многоквартирного жилого дома.
Судам следует установить и дать оценку тому факту, какой статус у данных кухонь в настоящий момент (в момент выдачи предписания) не только на основании технических паспортов здания (помещения), но и юридических актов о жилом статусе всего дома, применить нормы права регулирующие статус помещений в многоквартирном жилом доме или общежитии, и, установив это обстоятельство, оценить с применением норм Правил N 170, имеется ли обязанность в рамках текущего ремонта (а не капитального) у обслуживающей организации производить замену раковин, кранов и унитазов в помещениях, являющихся/не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Арбитражному суду Белгородской области при новом рассмотрении необходимо выяснить, по устранению каких именно санитарно-технических приборов управляющей компании предписано провести мероприятия с учетом того, что заявитель истолковывает данный пункт предписания как необходимость замены оборудования, а в содержании пункта 10 предписания не указаны конкретные мероприятия (указано в том числе на замену крепления).
Исследуя указанный вопрос, суду необходимо обратиться к положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, если суд придет к выводу о статусе дома не как общежития, а многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного выводы судов по пункту 10 предписания могут не соответствовать в данный момент фактическим обстоятельствам дела, т.к. основаны на обстоятельствах оценки статуса помещений как составных частей общего имущества, использовавшегося по своему назначению именно в общежитии, но с применением норм и правил, регулирующих деятельность многоквартирных домов, и ссылкой на утрату им статуса общежития, что в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в указанной части.
Оснований для отмены судебных актов в остальной части применительно к статье 288 АПК РФ не имеется.
Суду при новом рассмотрении дела также необходимо распределить расходы по госпошлине за все рассмотрения дела с учетом результатов разрешения спора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу N А08-1220/2019 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным и отмене пункта 10 предписания Управления государственного жилищного надзора Белгородской области от 05.12.2018 N 1871. В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Якимов |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций также пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания в части пунктов 3,4,6,7,12,14 в силу того, что работы по ремонту оконных и дверных заполнений, устранению следов коррозии на общедомовом имуществе, обследование отдельных элементов общедомовых стояков и заполнений общих стен, обследование общедомового имущества, в том числе электрооборудования, отнесены к работам в рамках текущего обслуживания и текущего ремонта в силу пунктов 4.3.1, 4.5.1, 5.6.2, 5.6.6, 4.7.7, 4.7.1, 5.8.3 Правил N 170.
Таким образом, в результате оценки содержания пунктов 3,4,5,6,7,12,13,14 предписания суды пришли к правомерным выводам, что они соответствуют требованиям вышеуказанных пунктов Правил N 170 и Правил N 491.
...
Исследуя указанный вопрос, суду необходимо обратиться к положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, если суд придет к выводу о статусе дома не как общежития, а многоквартирного жилого дома."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2020 г. N Ф10-6519/19 по делу N А08-1220/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5841/19
19.06.2020 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1220/19
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6519/19
04.10.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5841/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-1220/19