город Калуга |
|
5 февраля 2020 г. |
Дело N А08-10702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (ОГРН 1073126000100, ИНН 3105003830, проспект Б. Хмельницкого, д. 11, г. Белгород, 308002) - Попова И.О. - представителя по доверенности от 01.01.2020 N 09, диплом;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (ОГРН 1053107030965, ИНН 3123116900, ул. Щорса, д. 8, г. Белгород, 308000) - Мишустиной О.В. - представителя по доверенности от 31.07.2019, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский бекон" (ОГРН 1106821000252, ИНН 6803629911, ул. Заводская, д. 28А, г. Жердевка, Жердевский район, Тамбовская область, 393672) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по делу N А08-10702/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (далее - ООО "Русагро-Инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (далее - Управление Россельхознадзора по Белгородской области, управление, административный орган) от 11.09.2018 N 31- 0666/15-ЗН.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский бекон" (далее - ООО "Тамбовский бекон").
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.04.2019 отменено. Признано незаконным предписание Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 11.09.2018 N 31- 0666/15-ЗН.
В кассационной жалобе управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, как не соответствующее требованиям закона, оставить в силе решение суда первой инстанции.
ООО "Русагро-Инвест" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель управления просил оспариваемый судебный акт отменить, представитель ООО "Русагро-Инвест" возражал по доводам жалобы.
ООО "Тамбовский бекон" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей этого общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменного отзыва на жалобу, заслушав участников процесса, суд кассационной приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Русагро-Инвест" согласно сведениям из ЕГРЮЛ является выращивание сахарной свеклы (ОКВЭД 01.13.51).
Также из материалов дела видно и установлено судами, что ООО "Русагро-Инвест" на праве собственности принадлежит многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 31:17:0000000:1495 площадью 1251824 кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО им. Кирова.
Частью 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в том числе земельных участков, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Согласно части 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 данного Закона.
Пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, предусмотрено осуществление государственного земельного надзора за соблюдением обязательных требований, предусмотренных законодательством, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Как видно из материалов дела, в ходе планового (рейдового) осмотра земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на территории Белоколодезянского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области, проведенного на основании задания от 21.08.2018 N 16 государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Белгородской области, были выявлены признаки нарушения земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 31:17:0000000:1495, о чем 24.08.2018 составлен акт N 31-0666/05-ЗН и информация о выявленных нарушениях 06.09.2018 направлена в адрес заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области для принятия решения о назначении внеплановой проверки.
Распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 06.09.2018 N 685 в отношении ООО "Русагро-Инвест" назначено проведение внеплановой выездной проверки, получено согласование прокуратуры Белгородской области.
В ходе проверки было установлено, что в пределах третьего контура земельного участка с кадастровым номером 31:17:0000000:1495 осуществляется строительство лагуны для свиноводческих стоков на площади 4200 кв.м. Плодородный слой земли, снятый при строительстве, складирован в бурт в непосредственной близости от лагуны. Снятие почвы по слоям не осуществлялось, что привело к перемешиванию плодородного слоя почвы с глиной. Также на вышеуказанной части земельного участка имеется котлован площадью 170 кв.м, из которого была изъята глина и использована для отсыпки откосов лагуны; установлены признаки смешивания глины с плодородным слоем. Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.09.2018 N 31-0666/17-ЗН.
Управлением в адрес ООО "Русагро-Инвест" со ссылкой на вышеуказанные установленные проверкой обстоятельства 11.09.2018 вынесено предписание N 31-0666/15-ЗН, содержащее сведения о нарушении, в частности, требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", возлагающее на названное общество обязанность устранить указанные в этом предписании нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 07.12.2018.
Кроме того, результаты вышеуказанной проверки послужили основанием для привлечения ООО "Русагро-Инвест" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановлением Управления Россельхознадзора по Белгородской области от 19.09.2018 N 31-0938/82-ЗН.
Не согласившись с названным предписанием от 11.09.2018, ООО "Русагро-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на то, что вышеперечисленные нарушения при использовании земельного участка с кадастровым номером 31:17:0000000:1495 не должны устраняться заявителем, поскольку были допущены ООО "Тамбовский бекон", фактически владеющего этим участком с 01.06.2018, с которым 12.09.2018 был заключен договор аренды земельного участка.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации консервации земель (далее - Правила N 800).
Пунктом 2 Правил N 800, определяющим используемые в них понятия, предусмотрено, что деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются, в том числе правообладателями земельных участков.
Пунктом 26 Правил N 800 предусмотрено, что лица, в том числе указанные в пункте 3 данных Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Оставляя требования заявления без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Русагро-Инвест" применительно к указанным положениям законодательства, как собственник земельного участка с кадастровым номером 31:17:0000000:1495, обязано использовать его по целевому назначению, не допускать негативное воздействие на землю и в данном случае в связи с установленным фактом причинения вреда земле, как природному объекту, должно проводить мероприятия по рекультивации земель. Суд не счел состоятельными доводы ООО "Русагро-Инвест" о том, что обязанности по рекультивации земель должны быть возложены на ООО "Тамбовский бекон".
Суд апелляционной инстанции не подверг сомнению указанные выводы суда первой инстанции, указав также на то, что такой подход к разрешению заявленного спора согласуется со вступившими в законную силу судебными актами по делу N А08-9892/2018, в рамках которого было признано законным постановление Управления Россельхознадзора по Белгородской области N 31-0938/82-ЗН от 19.09.2018 о привлечения ООО "Русагро-Инвест" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и отклонены доводы последнего о возложении негативных последствий за ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером 31:17:0000000:1495 на ООО "Тамбовский бекон". Суд апелляционной инстанции также указал и на то, что оспариваемое ООО "Русагро-Инвест" предписание является законным, обоснованным, понятным и из его содержания четко следует, в чем именно выразились нарушения в использовании земельного участка и какие конкретно нарушения подлежат устранению. Однако при этом суд второй инстанции отменил решение суда первой инстанции, исходя из того, что названное предписание нельзя признать исполнимым в установленный в нем срок. Суд второй инстанции в обоснование постановления указал, что предусмотренные законодательством 7 месяцев не истекли.
Суд кассационной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, поскольку судом второй инстанции не учтено следующее.
Из содержания положений пункта 26 Правил N 800, на который сослался суд второй инстанции, не следует, что рекультивация земельного участка при деградации земель должна осуществляться не ранее, чем через 7 месяцев с момента наступления событий, указанных в названном пункте Правил N 800. Напротив, положения данного пункта прямо предусматривают, что мероприятия по рекультивации земель, при отсутствии соответствующего указания в предусмотренных данным пунктом документах, должны осуществляться в срок не позднее, чем 7 месяцев, начало течения которого связывается с наступлением перечисленных в этом пункте Правил N 800 событий. В данном рассматриваемом случае предписанием управления, вынесенным 11.09.2018, на общество возложена обязанность по устранению допущенных нарушений, приведших к деградации земель, в срок до 07.12.2018, то есть в срок не позднее 7 месяцев, как с момента выявления факта совершения действий, в результате которых произошла деградация земель, так и с момента получения предписания, выданного Управлением Россельхознадзора по Белгородской области. Таким образом, срок, определенный в предписании от 11.09.2018 для устранения ООО "Русагро-Инвест" нарушений, не выходящий за пределы 7 месяцев, установлен в соответствии с требованиями Правил N 800. При вынесении постановления суд второй инстанции не сослался на доказательства, которые бы давали основания полагать, что в установленный в предписании от 11.09.2018 срок предусмотренные в нем требования заведомо не могут быть выполнены. Кроме того, судом второй инстанции не учтено, что срок, отведенный на исполнение предписания, в который должны быть выполнены все объективно необходимые с учетом конкретных обстоятельств мероприятия по рекультивации земель, включающие, в том числе подготовку проекта рекультивации земель, по обращению заинтересованного лица может быть продлен административным органом при наличии к этому соответствующих оснований.
С учетом изложенного, постановление суда апелляционной инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по делу N А08-10702/2018 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 4 апреля 2019 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.