город Калуга |
|
5 февраля 2020 г. |
Дело N А83-15847/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Райбыт" (ОГРН 1149102105800, ИНН 9109005282, ул. Ленина, д. 30, каб. 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, 297513) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065, просп. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой Оксаны Сергеевны (г. Симферополь) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Райбыт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А83-15847/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Райбыт" (далее - АО "Райбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, комитет) об отказе в государственной регистрации прав от 06.07.2018 N 1277093/7319; о возложении обязанности на Госкомрегистр устранить допущенные нарушения прав общества путем государственной регистрации в течение пяти дней права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 11 по ул. Дачная, 7, в с. Перевальное, с/с Добровский, Симферопольского района, Республики Крым с кадастровым номером 90:12:000000:4533 на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 13.02.1998 I-КМ N 001880, как ранее возникшего.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в процессе участвовала государственный регистратор комитета Горева О.С.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Райбыт" просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 13.02.1998 I-КМ N 001880 ЗАО "Райбыт" предоставлен земельный участок площадью 0,114 га под зданием дома быта в с. Перевальное, по ул. Дачная, 7 (участок N 11).
Согласно сведениям представленной в материалах дела кадастровой выписки о земельном участке от 27.12.2016 земельный участок по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с/с Добровский, с. Перевальное, ул. Дачная, 7 был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 90:12:000000:4533; имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости.
Представитель АО "Райбыт" 27.03.2018 обратился в комитет с заявлением о регистрации за обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:12:000000:4533, расположенным по вышеуказанному адресу.
Госкомрегистр в уведомлении от 06.04.2018 N 90/016/162/2018-629 сообщил представителю общества о том, что государственная регистрация права приостановлена до 06.07.2018 на основании положений статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), указав при этом на то, что юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки.
После того, как причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, в установленный срок устранены не были, 06.07.2018 Госкомрегистром в адрес представителя общества было направлено оспариваемое по настоящему делу уведомление об отказе в государственной регистрации прав.
Не согласившись с изложенным в уведомлении комитета отказом в государственной регистрации, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, оставляя без удовлетворения заявленные требования, исходили из законности оспариваемого отказа комитета.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, предусмотренных статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В силу положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Основанием для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственной регистрации права послужили выводы управления о том, что АО "Райбыт" не является субъектом, которому земельный участок может принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем его право может быть зарегистрировано лишь после его переоформления в соответствии с законодательством.
В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предусмотрено, что юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды (часть 4 статьи 3).
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств, учитывая, что акционерные общества не включены в круг лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа комитета в государственной регистрации прав.
По сути, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к обоснованию того, что ранее по законодательству Украины у заявителя возникло право на вышеуказанный земельный участок, подлежащее отражению в государственном реестре прав на недвижимое имущество, ведение которого осуществляется по российскому законодательству. Вместе с тем, данные доводы приведены без учета того, что в данном случае предметом рассматриваемого спора являлась не принадлежность земельного участка заявителю, а правомерность отказа со стороны Госкомрегистра в регистрации за заявителем права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок применительно к действующим правовым установлениям.
Предмет судебного разбирательства по делу судами определен верно. По настоящему делу судами осуществлялась проверка правомерности оспариваемого отказа Госкомрегистра, изложенного в уведомлении от 06.07.2018, состоявшегося по результатам рассмотрения конкретного обращения заявителя, поданного в комитет 27.03.2018 представителем общества, и вынесенного с учетом действующего решения комитета от 06.04.2018 о приостановлении государственной регистрации прав.
Процессуальные нарушения, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления, судами не были допущены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не учитывают сути рассмотренного спора по настоящему делу и конкретных обстоятельств спора, являвшихся предметом судебной оценки. Данные доводы, основанные на ошибочном толковании заявителем положений закона и содержащие иную оценку фактических обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые бы могли являться основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты соответствующим закону.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.07.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А83-15847/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2019 особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 февраля 2020 г. N Ф10-6819/19 по делу N А83-15847/2018