г.Калуга |
|
4 февраля 2020 г. |
Дело N А84-2050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В., Ключниковой Н.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Экватор" (ОГРН 1149204009976, ИНН 9204005282, ул.П.Силаева, 8/1, г. Севастополь, 299040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, ул.Советская, 9, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А84-2050/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экватор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО г.Севастополя, департамент) от 17.01.2019, оформленного уведомлением N 422/01-10-04-14/02/19, об отказе в переоформлении договора аренды в отношении земельного участка, предоставленного в пользование до 18 марта 2014 года, и обязании департамент направить обществу договор аренды земельного участка площадью 1,4432 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, Балаклавское шоссе,1 одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019, ходатайство ООО "Экватор" о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд удовлетворено и срок восстановлен; решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.01.2019, оформленное уведомлением N 422/01-10-04-14/02/19, признано недействительным; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; с ДИЗО г.Севастополя в пользу ООО "Экватор" взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы департамента не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, установлено судами, в соответствии с договором от 04.02.1999 N 369, заключенным между Севастопольской городской государственной администрацией и ООО "Экватор", последнему передан во временное пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью, 1,4432 га, расположенный в районе 5 км Балаклавского шоссе согласно плана землепользования сроком до 01.03.2013 для размещения временного рынка с автостоянкой.
30.10.2018 общество через МФЦ обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного пользования земельным участком (заключения договора аренды, сервитута), предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, в порядке, предусмотренном Порядком переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическими и физическими лицами до 18.03.2014, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 21.12.2015 N 1250-ПП (далее - Порядок N 1250-ПП).
В соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1292-ПП (действовавшем до 17.05.2019, далее - Административный регламент), уполномоченным должностным лицом территориального отдела контроля за использованием земельных участков по Нахимовскому и Ленинскому району инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости департамента проведено обследование спорного земельного участка с фотофиксацией, по результатам которого составлен акт от 27.12.2018 N1834-ГС.
В ходе обследования установлено, что на земельном участке находятся здания и сооружения, принадлежащие на праве собственности обществу, а также на которые не предоставлены документы о государственной регистрации права, некапитальные объекты по продаже товаров народного потребления, микрофинансирования, ломбард, общественного питания - кафе с посадочными местами, размещения администрации рынка, парковки посетителей рынка, организации услуг - изготовление ключей, ремонт мобильных телефонов, парикмахерская.
В акте обследования уполномоченное должностное лицо указало, что в ходе проверки выявлены нарушения подпункта 6 пункта 7 Порядка N 1250-ПП.
Письмом от 17.01.2019 N 422/01-10-04-14/02/19 департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" на основании п. п. 2, 6 п. 2.9 Административного регламента, так как на земельном участке расположены объекты капитального строительства и НТО, размещение которых не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, выявлен объект, на который не представлены правоустанавливающие документы (канализационно-насосная станция).
Не согласившись с отказом Департамента в переоформлении права аренды на земельный участок площадью 1,4432 га по адресу: г.Севастополь, Балаклавское шоссе, 1, и предоставлении государственной услуги, ООО "Экватор" оспорило решение уполномоченного органа в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, выводы которого поддержаны судом апелляционной инстанции, применив правовые положения, предусмотренные частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что действующее законодательство не содержит запрета на размещение на территории универсального рынка объектов, в которых оказываются услуги по микрофинансированию, ломбарда, объектов общественного питания - кафе с посадочными местами, а также необходимости получения специальных разрешений либо установление в данном случае видов разрешенного использования земельного участка как "Банковская и страховая деятельность" (код 4.5 Классификатора) и "общественное питание" (код 4.6 Классификатора).
Кроме того, суды указали, что вид разрешенного использования для земельного участка, за переоформлением договора аренды на который обратилось общество, был установлен по законодательству Украины, расположение на рынке торговых объектов, в которых оказывают услуги по микрофинансированию, общественному питанию не противоречит функциональному назначению универсального рынка, при этом размещение кафе на данном рынке было предусмотрено проектом, разработанным заявителем и утвержденным в соответствии с действующим на тот момент времени законодательством, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу N А84-684/2018.
Суд округа не может согласиться с выводами, изложенными в решении и постановлении, и считает, что судами не учтено следующее.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Статьями 12 и 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 Закона N 6-ФКЗ, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения; до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, до 31 декабря 2020 года особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок переоформления договоров аренды, действовавших до принятия Закона N 6-ФКЗ, урегулирован Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) и Порядком N 1250-ПП.
Согласно пункту 2 указанного Порядка переоформление права аренды осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя.
Пункт 7 Порядка N 1250-ПП предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в переоформлении земельного участка, в том числе в случаях, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, когда данными лицами в адрес уполномоченного органа направлено заявление о намерении использовать земельный участок под данными объектами на основании договора субаренды, либо если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута, или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (пункт 2), если фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка (подпункт 6).
Из системного толкования положений Порядка N 1250-ПП следует, что для установления факта несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию необходимо установить, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования о переоформлении права аренды, используется арендатором вопреки установленному виду разрешенного использования, то есть не для тех целей, для которых он был предоставлен.
В силу статьи 6 Закона N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Правила землепользования и застройки в городе Севастополе не утверждены.
Судами установлено, подтверждено материалами, в соответствии с договором о праве пользования землей на условиях аренды от 04.02.1999 земельный участок предоставлен во временное пользование обществу для размещения временного рынка с автостоянкой.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N271-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N271-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 271-ФЗ универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Обществу "Экватор" главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя выдано разрешение от 30 августа 2016 года N 01-02-17/10-2016 на право организации универсального розничного рынка в районе перекрестка на 5 км Балаклавского шоссе, 1, г.Севастополь, срок действия разрешения продлен до 01.01.2020.
В спорный период организация розничных рынков на территории Севастополя регулировалась Постановлением Правительства Севастополя от 17.08.2015 N 781-ПП "Об утверждении Плана организации розничных рынков на территории города Севастополя".
В соответствии с названным Планом по адресу в районе перекрестка на 5 км Балаклавского шоссе предусмотрена организация универсального рынка.
Исходя из вышеизложенного, суд округа приходит к выводу, что на земельном участке, за переоформлением договора аренды которого обратилось общество, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя предусмотрено организация универсального розничного рынка.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования земельного участка "рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарки, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м., размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка.
ГОСТ Р 56246-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Услуги розничных рынков. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.11.2014 N 1719-ст) устанавливает общие требования к услугам розничных рынков, классификацию розничных рынков.
Согласно требованиям ГОСТ 56246-2014 (приложение Б), на розничном рынке запрещены к реализации аудио -, видеопродукция, компьютерные информационные носители, бытовая техника (кроме специализированных рынков, определенных в установленном порядке, при наличии условий, обеспечивающих предпродажную подготовку товара, демонстрацию в собранном, технически исправном состоянии, возможность сборки, установки, подключения на дому у покупателя, а также при наличии информации об организациях, выполняющих указанные работы), драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, валюта и ценные бумаги.
Указанные требования, регулирующие деятельность розничных рынков, судами оставлены без внимания.
Между тем, обстоятельства размещения некапитальных объектов, в которых предоставляются услуги микрофинансирования, ломбарда, установлены актом обследования от 27.12.2018 и обществом не опровергнуты.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является специализированная коммерческая организация, осуществляющая предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" установлено, что под микрозаемом понимается заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный данным Федеральным законом. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 151-ФЗ микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Таким образом, деятельность ломбарда, микрофинансовой организация и микрокредитной компании относится к оказанию финансовых услуг, что, соответственно, не является деятельностью в области оказания услуг розничных рынков.
Кроме того, в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков N 540 для размещения объектов банковской и страховой деятельности предусмотрена иная категория земельных участков - код 4.5, а для размещения объектов общественного питания предусмотрена категория земельных участков с кодом 4.6: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
Учитывая изложенное, суд округа считает правильными выводы ДИЗО г.Севастополя о нецелевом использовании спорного земельного участка, поскольку он не предоставлялся обществу для целей размещения на нем объектов, в которых осуществляется оказание услуг по кредитованию населения.
В отказе в переоформлении договора аренды ДИЗО г.Севастополя также указало на наличие на земельном участке строения, в отношении которого не были установлены их правообладатели, что подтверждено актом обследования земельного участка от 27.12.2018 N 1834-ГС.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Судами указанное не учтено, а выявление такого объекта является самостоятельным основанием для отказа в переоформлении договора аренды (подпункт 2 пункта 7 Порядка N 1250-ПП).
Учитывая вышеизложенное, у судов отсутствовали правовые основания для признания недействительным отказа департамента в переоформления договора аренды.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами установлены все существенные для разрешения дела обстоятельства, однако неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом "Экватор" требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.06.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А84-2050/2019 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Экватор" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.