г.Калуга |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А35-10968/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени Мазлумова": Болдин А.А. - представитель по доверенности от 03.09.2019; Сторьев С.Н. - ордер от 09.10.2019;
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: Фролова С.В. - представитель по доверенности от 31.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А35-10968/2018,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Льговская опытно-селекционная станция" (далее - ФГБУ "Льговская ОСС", бюджетное учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет АПК Курской области, комитет, уполномоченный орган) в предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства, оформленного уведомлением от 17.12.2018 N 1, об обязании комитета заключить Соглашение о предоставлении субсидии и выплатить субсидию в размере 1 573 334 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.05.2019 требования бюджетного учреждения удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комитета в предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства, оформленный уведомлением от 17.12.2018 N 1 и обязал ответчика заключить с заявителем соглашение о предоставлении субсидии и выплатить субсидию в размере 1 573 334 рублей. Взыскал с комитета в пользу учреждения судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 решение Арбитражного суда Курской области от 22.05.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, мотивировав тем, что в силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг государственным бюджетным учреждениям предоставляться не могут. Предоставление указанных субсидий за счет средств областного бюджета повлечет нецелевое использование бюджетных средств. Законом Курской области от 08.12.2017 N 93-3KO "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку племенного животноводства предусмотрены не были, Губернатором и Администрацией Курской области в 2018 году решения о предоставлении ФГБУ "Льговская опытно-селекционная станция" субсидии на поддержку племенного животноводства не принимались.
В отзыве заявитель просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы судом округа определением от 11.12.2019 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Федерального государственного бюджетного учреждения "Льговская опытно-селекционная станция" на правопреемника - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени Мазлумова" по делу N А35-10968/2018.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось указанным определением на 29.01.2020.
В силу статьи 163 АПК РФ в судебном заседании - 29.01.2020, объявлялся перерыв до 05.02.2020.
В судебном заседании представитель Комитета агропромышленного комплекса Курской области просила удовлетворить кассационную жалобу в полном объёме.
Представители Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени Мазлумова" просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд округа отменяет их, и отказывает в удовлетворении заявленных требований учреждения с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "Льговская ОСС" является правопреемником ФГУП "Льговская ОСС". Реорганизация ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" произведена 19.09.2018.
14.12.2018 ФГБУ "Льговская ОСС" обратилось в Комитет АПК Курской области с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства в сумме 1 573 334 рублей (т.1 л.д.90).
К заявлению были приложены следующие документы: расчет размера субсидии за 2018 год; отчет о движении скота и птицы на ферме за январь 2018 года; свидетельство о регистрации ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" в государственном племенном регистре; реестр документов, подтверждающих фактические затраты на содержание племенного поголовья сельскохозяйственных животных на 1-е число декабря 2018 года; соглашение о предоставлении субсидии (л.д. 91-111).
Уведомлением от 17.12.2018 N 1 комитет сообщил ФГБУ "Льговская ОСС" об отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям и требованиям "Правил предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства", утвержденных постановлением Администрации Курской области от 19.10.2017 N 809-па, возвратив предоставленный пакет документов
Посчитав, что отказ Комитета, оформленный уведомлением N 1 от 17.12.2018, не соответствует закону и нарушает права ФГБУ "Льговская ОСС", заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что ФГБУ "Льговская ОСС" в полном объеме представило документы, указанные в пункте 9 Правил N 809-па. В оспариваемом отказе Комитет указал на несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям и требованиям Правил N 809-па. ФГБУ "Льговская ОСС" является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Таким образом, установленных в пункте 11 Правил N 809-па оснований для отказа ФГБУ "Льговская ОСС" в предоставлении субсидий в рассматриваемом случае не имелось.
Суд округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (статья 1).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства").
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 была утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", приложением N 9 которой являются "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил (в редакции на момент подачи ФГБУ "Льговская ОСС" заявления на получение субсидии), средства из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, включенным в перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных - по ставке на 1 условную голову; на племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, - по ставке на 1 голову.
В пункте 8 Правил указано, что критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является, в том числе наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства.
Исходя из приведенных законоположений, следует признать, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определяют в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па утверждена Государственная программа Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области".
Во исполнение указанной программы, а также в соответствии со статьей 78 БК РФ, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, постановлением от 19.10.2017 N 809-па Администрация Курской области утвердила "Правила предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства" (далее - Правила N 809-па), которые устанавливают порядок, цели и условия предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства.
Таким образом, Правила N 809-па касаются условий предоставления бюджетных субсидий в порядке статьи 78 БК РФ.
Согласно, положениям пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании изложенного суд округа считает правомерным довод Комитета о том, что Правила N 809-па не регламентируют порядок предоставления из областного бюджета субсидий государственным (муниципальным) учреждениям.
В силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9.1, 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.08.2018 N 514 утверждён Устав ФГБУ "Льговская опытно-селекционная станция", согласно пункту 2 которого учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. На основании пункта 3 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.
Поскольку заявитель, на момент обращения за получением субсидии и на момент оспариваемого отказа являлся федеральным государственным бюджетным учреждением, то возможность получить субсидию на основании статьи 78 БК РФ и Правил N 809-па для него не была предусмотрена.
Довод заявителя о том, что учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем, при этом Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Государственная программа Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области" не содержат запрета на предоставление субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, подлежит отклонению.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил N 809-па субсидии предоставляются при условии заключения с Комитетом соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с Типовой формой соглашения, утверждённой приказом комитета финансов Курской области от 12.12.2016 N 105н. Однако, указанный приказ издан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 и касается типовых форм соглашений, заключаемых с юридическими лицами, за исключением государственных учреждений, которым является заявитель.
Следовательно, со стороны учреждения не могло быть исполнено условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 6 Правил N 809-па.
Ссылка учреждения на положения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ о том, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, является безосновательной, поскольку предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями, то есть применительно к обстоятельствам настоящего дела, между учреждением и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, но не Комитетом. Предоставление же субсидий в форме грантов предоставляется по результатам конкурса.
Таким образом, отказ Комитета АПК Курской области в предоставлении учреждению субсидии на основании Правил N 809-па и статьи 78 БК РФ в связи с его несоответствием требованиям к получателю субсидий являлся правомерным и обоснованным.
Выводы обжалуемых судебных актов основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежат отмене, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 22.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А35-10968/2018 отменить.
В удовлетворении требований ФГБ НУ "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени Мазлумова" о признании незаконным отказа Комитета агропромышленного комплекса Курской области в предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства, оформленного уведомлением от 17.12.2018 N 1 и об обязании Комитета агропромышленного комплекса Курской области заключить соглашение о предоставлении субсидии и выплатить субсидию в размере 1 573 334 рублей отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.