г. Калуга |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А84-20/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
||
судей |
Аникиной Е.А. Елагиной О.К. |
||
при участии в судебном заседании: |
|
||
от истца - ГУПС "Севтеплоэнерго" |
не явились, извещены надлежаще; |
||
от ответчика - ТСН "ЖСК N 92" |
не явились, извещены надлежаще; |
||
от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "ЖСК N 92" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А84-20/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго", истец, ОГРН 1149204009129, ИНН 9204004793) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к товариществу собственников недвижимости "ЖСК N 92" (далее - ТСН "ЖСК N 92", ответчик, ОГРН 1159204013484, ИНН 9201506636) с исковым заявлением о взыскании пени в размере 44 129 рублей 27 копеек по договору теплоснабжения от 18.11.2016 N 1075 (с учетом уменьшения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.07.2019 отменено в части отказа в удовлетворении искового требования о взыскании пени в сумме 44 109 рублей 37 копеек; принят по делу новый судебный акт.
Исковые требования ГУПС "Севтеплоэнерго" удовлетворены частично.
С ТСН "ЖСК N 92" в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" взыскана пеня в размере 44 109 рублей 37 копеек.
В удовлетворении искового требования ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании пени в размере 19 рублей 90 копеек отказано.
Не соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019, а решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.07.2019 оставить в силе.
В обоснование доводов жалобы кассатор указывает на то, что в силу части 6.3 статьи 155 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 8.11.1 договора теплоснабжения от 18.11.2016 N 1075 ТСН "ЖСК N 92 не несет ответственности за просрочку оплаты тепловой энергии в многоквартирном жилом доме собственниками жилых помещений в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе к прямым (непосредственным) расчетам за потребленную тепловую энергию еще 24.06.2015 (протокол общего собрания N 4).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ГУПС "Севтеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ТСН "ЖСК N 92" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения от 18.11.2016 N 1075 (далее - Договор).
Согласно пункту 2.1 Договора ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором, обеспечивать поставку коммунального ресурса в виде тепловой энергии, а исполнитель обязуется на условиях договора принимать и оплачивать поставленный коммунальный ресурс для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам, пользователям помещений в многоквартирном жилом доме согласно приложению N 1 (ул. Героев Бреста, д. 27), являющемуся неотъемлемой частью Договора.
Согласно пункту 2.4 Договора датой начала поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса считается 17.10.2016.
В соответствии с пунктами 2.5, 2.6 Договора граница разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласована в приложении N 7 к Договору.
Сведения о приборах учета коммунального ресурса, установленного в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) приведены в приложении N 6 к Договору (пункт 2.7 Договора).
Согласно пункту 4.2.1 Договора ресурсоснабжающая организация имеет право требовать от исполнителя оплаты фактического объема коммунального ресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией в соответствии с условиями Договора.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Договора исполнитель обязан оплачивать ресурсоснабжающей организации фактический объем коммунального ресурса, поставленный ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с требованиями раздела 7 настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора объем коммунального ресурса - тепловой энергии и теплоносителя, подлежащего поставке в календарном году (договорный объем), устанавливается по точке поставки с разбивкой по месяцам, согласно приложению N 2 к Договору.
Согласно пункту 8.1 Договора расчетный период устанавливается равным календарному месяцу, с 00 часов 1-го календарного дня месяца до 24:00 часов последнего дня месяца.
В соответствии с пунктами 8.3, 8.6 Договора ресурсоснабжающая организация в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, оформляет и передает исполнителю акт приема-передачи тепловой энергии. Исполнитель до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, направляет в ресурсоснабжающую организацию представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью, предусматривающей право получения платежных документов. Исполнитель обязан подписать акт приема-передачи тепловой энергии в течение 5 дней с момента получения и вернуть ресусоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 8.7, 8.8 Договора исполнитель обязуется в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, оплатить 100% стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 8.11, 8.11.1 Договора на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или общим собранием членов товарищества или кооператива оплата за коммунальную услугу может быть перечислена ресурсоснабжающей организации. В случае принятия такого решения оплата по договору производится путем: а) внесения потребителями платы за централизованное отопление и горячее водоснабжение, потребляемое в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации - по представленным платежным агентом ГУПС "Единый информационный центр" согласно договору с Ресурсоснабжающей организацией от 05.09.2016 N 143/16 платежным документам для оплаты отопления и горячего водоснабжения собственниками помещений в многоквартирных домах и жилых домов б) внесения Исполнителем платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в адрес Ресурсоснабжающей организации - в срок, указанный в пункте 8.8 Договора.
Согласно пункту 8.12 Договора ресурсоснабжающая организация учитывает в счет исполнения исполнителем обязательств по оплате тепловой энергии и теплоносителя по настоящему Договору платежи, поступающие на расчетный счет ресурсоснабжающей организации: от граждан, осуществляющих непосредственно теплоснабжающей организации на основании решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме, от собственников и иных законных владельцев нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в отношении которых исполнитель оказывает коммунальные услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 9.5 Договора исполнитель несет ответственность за неисполнение в срок обязательства по оплате за поставленный коммунальный ресурс в виде уплаты ресурсоснабжающей организации пери в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 31 первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления срока оплаты; 1/130 ставка рефинансирования ЦБРФ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 91 первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Согласно пункту 11.1 Договора указанный Договор заключен на 1 календарный год, вступает в силу с 17.10.2016 и считается ежегодно пролонгированным на тех же условиях на следующий год, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия Договора не заявит другой стороне о его прекращении или заключении на иных условиях.
Согласно материалам дела, ТСН "ЖСК N 92" предоставило в ГУПС "Севтеплоэнерго" акты снятия показаний счетчика учета теплоэнергии 00000763 "ПУ Отопление. Жилой дом ТСН "ЖСК-92" Героев Бреста ул., 27" за периоды с 15.02.2018 по 15.03.2018, с 15.03.2018 по 16.04.2018, с 25.10.2018 по 14.11.2018, с 15.11.2018 по 16.12.2018, подписанный председателем ТСН "ЖСК N 92" (т. 1, л.д. 47-50).
ГУПС "Севтеплоэнерго" оформило односторонние акты поставки тепловой энергии:
- за март 2018 года - от 31.03.2018 N 1075-02659, количество ресурса 176,075800 Гкал, на сумму 336473 рубля 81 копейка;
- за апрель 2018 года - от 30.04.2018 N 1075-03490, количество ресурса 141,153096 Гкал, на сумму 269737 рублей 92 копейки;
- за ноябрь 2018 года - от 30.11.2018 N 1075-05339, количество ресурса 18,321517 Гкал, на сумму 38512 рублей 93 копейки (т. 1, л.д. 26-31).
Акт и счет от 31.03.2018 N 1075-02659 получены председателем ТСН "ЖСК N 92" 11.04.2018 (т, 1, л.д. 44); акт и счет от 30.04.2018 N 1075-03490 направлены ГУПС "Севтеплоэнерго" исполнителю с сопроводительным письмом от 04.05.2018 N 234 (т. 1, л.д. 43); акт и счет от 30.11.2018 N 1075-05339 направлены ГУПС "Севтеплоэнерго" исполнителю с сопроводительным письмом от 10.12.2018 N 3354 (т. 1, л.д. 39).
В материалы дела представлены также письма ГУПС "Севтеплоэнерго", адресованные ТСН "ЖСК N 92", с предоставлением реестров платежей и направлением актов сверки взаимных расчетов (т. 1, л.д. 40-42, 45).
ГУПС "Севтеплоэнерго" обратилось к ТСН "ЖСК N 92" с претензией от 04.09.2018 N 1821 об оплате задолженности и пени, начисленной за период с 21.04.2018 по 03.09.2018 (т. 1, л.д. 51-52).
ТСН "ЖСК N 92" и собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Бреста, 27 полностью оплатили стоимость полученной тепловой энергии за март, апрель и ноябрь 2018 года.
В материалы дела представлены выписки по банковскому счету с указанием основания платежей: 1) по договору N 18-3/2018 от 04.10.2018 платежи от населения за услуги теплоснабжения согласно договору поставки с ТСН "ЖСК N 92", начисленные государственным унитарным предприятием Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" (далее - ГУПС "ЕИРЦ") в соответствии с договором от 29.04.2016 N 5-П/2016; 2) по договору N 18-3/2018 от 04.10.2018 платежи от населения за услуги теплоснабжения согласно договору поставки с ТСН "ЖСК N 92" (т. 1, л.д. 32-38).
В связи с неисполнением обязанности об уплате пени, начисленной за просрочку оплаты стоимости тепловой энергии за март, апрель и ноябрь 2018 года, ГУПС "Севтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании пени в размере 44 129 рублей 27 копеек по договору теплоснабжения от 18.11.2016 N 1075.
Возражая против удовлетворения исковых требований ТСН "ЖСК N 92" представило в материалы дела: агентский договор от 04.10.2018 N 18-з/2018 на оказание услуг по начислению и организации сбора платы с населения за предоставленные коммунальные услуги, заключенный между ТСН "ЖСК N 92" (принципал) и ГУПС "ЕИРЦ" (агент); письмо от 29.10.2013 N 5302, письмо от 25.06.2015 N 19, протокол от 21.06.2015 N 2, заявление о заключении договора от 08.10.2015 N 1988, письмо от 18.11.2015 N 28, финансовый план ТСН "ЖСК N 92" на 2015 год, письмо от 09.12.2016 N 27, письмо от 16.04.2018 N 27, протокол от 25.03.2018 N 3, письмо от 06.09.2018 N 88, письмо от 09.07.2019 N 38, протокол от 05.06.2018 N 4, платежное поручение от 22.01.2019 N 5 на сумму 48020 рублей 43 копейки, письмо ГУПС "Севтеплоэнерго" от 24.06.2019 N 2254/УР-10 о направлении реестра платежей, письма от 27.06.2019 N 35, письмо от 11.07.2019 N 43, протокол заседания членов правления ТСН "ЖСК N 92" от 19.03.2019 N 17, договор управления многоквартирным домом от 31.05.2019.
ГУПС "ЕИРЦ" представлены в материалы дела: акт сверки (л.д. 92), отчеты по сальдо (т. 1, л.д. 101, 103, 105), акты сверки (т. 1, л.д. 102, 106), из которых следует исполнение обязательства по оплате тепловой энергии в полном объеме денежными средствами, поступившими от населения.
Отказывая в удовлетворении искового требования ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании 44 129 рублей 27 копеек пени, исчисленной за просрочку оплаты тепловой энергии по Договору на основании пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), суд первой инстанции, толкуя пункты 8.11, 8.11.1 Договора пришел к выводу, что ГУПС "Севтеплоэнерго" и ТСН "ЖСК N 92" заключили условную сделку, где в качестве отменительного условия обязательства ТСН "ЖСК N 92" единолично оплачивать поставленный коммунальный ресурс указано решение собственников помещений о переходе на прямые платежи; а поскольку такое решение было принято, платежи от физических лиц через ГУПС "ЕИРЦ" приняты, у ГУПС "Севтеплоэнерго" нет оснований привлекать ТСН "ЖСК N 92" к ответственности по пункту 9.5 Договора.
Отменяя решение суда первой инстанции от 01.07.2019, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
К спорным правоотношениям применяются положения статей 8, 309, 310, 330 - 332, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 15 Закона о теплоснабжении, статьи 44, 148, 155, 157, 157.2, 161 ЖК РФ, пункты 2, 8, 9, 13, 17, 38, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Предметом настоящего иска является требование ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании пени, исчисленной в размере 44 129 рублей 27 копеек за просрочку оплаты тепловой энергии, потребленной ТСН "ЖСК N 92" по Договору в марте, апреле и ноябре 2018 года.
Как усматривается из материалов дела, 18.11.2016 ТСН "ЖСК N 92" заключило с ГУПС "Севтеплоэнерго" Договор теплоснабжения N 1075 в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения Договора и до 03.04.2018, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ, введенным в действие с 03.04.2018, в части 2.2 статьи 161 ЖК РФ первое предложение дополнено словами "или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем".
В силу пункта 13 Правил N 354 и положений Правил N 124 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктами 8.11, 8.11.1 Договора предусмотрено право потребителей на основании решения общего собрания собственников помещений МКД вносить плату за централизованное отопление и горячее водоснабжение, потребляемое в жилых и нежилых помещениях МКД, непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации через платежного агента ГУПС "ЕИРЦ".
Однако это обстоятельство не лишает ТСН "ЖСК N 92" статуса исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 8.12 Договора ресурсоснабжающая организация учитывает в счет исполнения исполнителем обязательств по оплате тепловой энергии и теплоносителя по настоящему Договору платежи, поступающие на расчетный счет ресурсоснабжающей организации: от граждан, осуществляющих непосредственно теплоснабжающей организации на основании решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме, от собственников и иных законных владельцев нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, в отношении которых исполнитель оказывает коммунальные услуги по отоплению.
Указанные договорные условия соответствуют положениям части 6.3 статьи 155 ЖК РФ (действовавшей до 03.04.2018), а также пунктам 63 и 64 Правил N 354.
Так, согласно пункту 64 Правил N 354, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги за исполнителя. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ (далее - Закон N 59-ФЗ), введенным в действие с 03.04.2018, часть 6.3 статьи 155 ЖК РФ признана утратившей силу; статья 155 дополнена частью 7.5 следующего содержания:
"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При этом, как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников МКД о внесении ими платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, нормы жилищного законодательства Российской Федерации до 03.04.2018 не предусматривали права собственников помещений в МКД, управляемом товариществом собственников недвижимости, основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе заключать с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры на поставку коммунального ресурса, несмотря на принятие общим собранием решения об оплате коммунальных услуг (ресурсов) прямыми платежами и по прямым договорам (протокол от 21.06.2015 N 2).
В соответствии со статьей 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Следовательно, лицом, ответственным перед ресурсоснабжающей организацией (ГУПС "Севтеплоэнерго") за просрочку перечисления платы за потребленную тепловую энергию по Договору за периоды март и апрель 2018 года, является исполнитель коммунальных услуг - ТСН "ЖСК N 92".
Согласно расчету пени, представленному истцом в судебное заседание первой инстанции 25.04.2019 (т. 1, л.д. 115-116), размер пени, исчисленной за просрочку оплаты стоимости полученной тепловой энергии в марте и апреле 2018 года в соответствии со статьями 329, 330, 332 ГК РФ, пунктом 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении за общий период с 21.05.2018 по 22.01.2019 составил 44 109 рублей 37 копеек.
Проверив расчет истца и признав его арифметически верным, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ТСН "ЖСК N 92" в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" пени, начисленной за просрочку оплаты стоимости тепловой энергии, полученной ответчиком за период март и апрель 2018 года в размере 44 109 рублей 37 копеек.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемых судебных актов лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку в рассматриваемом случае кассатор обжалует судебные акты только в части взыскания пени, отказ апелляционного суда во взыскании пени, за просрочку оплаты стоимости тепловой энергии, полученной ответчиком в ноябре 2018 года, в размере 19 рублей 90 копеек (период начисления пени с 21.01.2019 по 22.01.2019), не является предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом постановлении, и подлежат отклонению, в том числе по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и по существу сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта окружным судом, заявителем не представлено.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого акта не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу N А84-20/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При этом, как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников МКД о внесении ими платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
...
В соответствии со статьей 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
...
Согласно расчету пени, представленному истцом в судебное заседание первой инстанции 25.04.2019 (т. 1, л.д. 115-116), размер пени, исчисленной за просрочку оплаты стоимости полученной тепловой энергии в марте и апреле 2018 года в соответствии со статьями 329, 330, 332 ГК РФ, пунктом 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении за общий период с 21.05.2018 по 22.01.2019 составил 44 109 рублей 37 копеек."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 февраля 2020 г. N Ф10-6872/19 по делу N А84-20/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6872/19
28.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2881/19
07.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2881/19
01.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-20/19