город Калуга |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А83-19277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "БОЛЬШОЙ МИР" (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Амета Моллаева, д. 1, ОГРН 1149102172251, ИНН 9102064271): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерстсва транспорта Республики Крым (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 81, ОГРН 1149102017107, ИНН 9102011880): Лукашенко Н.Н. - представителя по доверенности от 04.12.2019; Потаповой Д.В. - представителя по доверенности от 20.05.2019;
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2, ОГРН 1169204059749, ИНН 9204562702): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 июня 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2019 года по делу N А83-19277/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БОЛЬШОЙ МИР" (далее - ООО "БОЛЬШОЙ МИР", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о включении в Реестр смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем, утвержденный приказом Минтранса Крыма от 04.08.2017 N 432, девяти маршрутов, ранее отраженных в предусмотренном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 реестре согласно записям от 10.08.2015 N 9211705 ("Севастополь "Северная" - Керчь"), от 29.10.2015 N 9211477 ("Черноморское - Севастополь"), от 10.08.2015 N 9211704 ("Севастополь - Джанкой"), от 10.08.2015 N 9211474 ("Севастополь - Керчь"), от 29.10.2015 N 9211480 ("Севастополь - Керчь"), от 29.10.2015 N 9211482 ("Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ"), от 29.10.2015 N 9211481 ("Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ"), от 29.10.2015 N 9211301 ("Кача - Джанкой"), от 29.10.2015 N 92111302 ("Кача - Джанкой"), и о признании незаконным бездействия Министерства транспорта Республики Крым (далее - Минтранс Крыма, министерство), выразившегося в невнесении в названный Реестр смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем указанных маршрутов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019, заявленные требования ООО "БОЛЬШОЙ МИР" удовлетворены.
В кассационной жалобе Минтранс Крыма просит состоявшиеся решение и постановление отменить, указывая, что оспариваемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, содержащиеся в них выводы не соответствуют фактическим установленным судами обстоятельствам.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, департамент извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей общества, департамента в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "БОЛЬШОЙ МИР", в отношении которого в ЕГРЮЛ 24.12.2014 внесены сведения, как о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта была выдана 18.05.2015 лицензия N АСС-82-000099 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), предоставляющая названному обществу право на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении и регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Также из дела видно, что ООО "БОЛЬШОЙ МИР" выполняло перевозки пассажиров автобусами по маршрутам, проходящим между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем: "Севастополь "Северная" - Керчь", "Черноморское - Севастополь", "Севастополь - Джанкой", "Севастополь - Керчь", "Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ", "Кача - Джанкой", обосновывая свое право на осуществление перевозок по названным маршрутам со ссылкой на паспорта транспортных средств, содержащие сведения о внесении данных об этих маршрутах в реестр 10.08.2015 и 29.10.2015 записями N N 9211705, 9211477, 9211704, 9211474, 9211480, 9211482, 9211481, 9211301, 92111302.
Как видно из материалов дела, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, на который в соответствии с Постановлением Правительства г. Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП возложены функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, в адрес Минтранса Крыма сопроводительным письмом от 10.11.2016 N 321-ДТРДТИ был направлен перечень смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, начальные остановочные пункты которых расположены на территории г. Севастополя, включающий, в том числе сведения о маршрутах "Севастополь-Джанкой", "Севастополь (АС Северная) - Керчь", "Севастополь - Керчь (через Джанкой)", "Севастополь - Керчь", "Кача - Джанкой" с регистрационными номерами 9211704, 9211705, 9211480, 9211474, 9211301 в отношении перевозчика ООО "БОЛЬШОЙ МИР" для целей внесения их в Реестр смежных межрегиональных маршрутов Республики Крым и г. Севастополя.
В утвержденный приказом Минтранса Крыма от 04.08.2017 N 432 Реестр смежных региональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем (далее - Реестр) сведения по вышеуказанному обращению департамента о смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок в отношении ООО "БОЛЬШОЙ МИР" не были включены.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "БОЛЬШОЙ МИР" 31.10.2018 обратилось в Минтранс Крыма с заявлением (оформленным в виде претензии о досудебном урегулировании спора) о включении сведений о маршрутах "Севастополь "Северная" - Керчь", "Черноморское - Севастополь", "Севастополь - Джанкой", "Севастополь - Керчь", "Севастополь - Керчь", "Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ", "Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ", "Кача - Джанкой", "Кача - Джанкой" в Реестр. В основание этого заявления общество указало, что осуществляло регулярную перевозку пассажиров по упомянутым маршрутам на основании паспортов автобусных маршрутов, согласованных с органами власти Республики Крым и города Севастополя, сведения о которых внесены в реестр Министерства транспорта Российской Федерации.
Также из материалов дела видно, что Минтрансом Крыма сведения о вышеназванных маршрутах в Реестр не внесены со ссылками на то, что их открытие в установленном порядке с органами власти Республики Крым не согласовывалось, а в представленных обществом паспортах автобусных маршрутов имеются недостоверные данные о получении согласования министерства, в связи с выявлением которых следственными органами проводились мероприятия по выявлению лиц, причастных к подделке документов.
Как видно из материалов дела, при проведении исследования экспертом ЭКЦ МВД по Республике Крым было установлено и отражено в заключении от 06.05.2016 N 443, что оттиски печати в паспортах автобусных маршрутов: "Севастополь "Северная" - "Керчь" (N 9211705), "Черноморское - Севастополь"(N 9211477), "Севастополь - Джанкой" (N 9211704), "Севастополь - Керчь" (N 9211474), "Севастополь - Керчь" N (9211480), "Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ" (N 9211482), "Симферополь "Аэропорт" - Ялта АС - Севастополь АВ" (N 9211481), "Кача - Джанкой" (N 9211301), "Кача - Джанкой" (N 92111302) в графах "Утверждаю", "Согласовано" нанесены не печатной формой Минтранса Крыма.
В связи с выявлением признаков подделки документов: оформленных на ООО "БОЛЬШОЙ МИР" паспортов автобусных маршрутов в отделе дознания ОП N 2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю 24.05.2016 было возбуждено уголовное дело N 2016038012 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации; данное уголовное дело приостанавливалось, в связи с неустановлением лиц, причастных к совершению преступных действий, а 25.12.2017 было прекращено после истечения сроков давности уголовного преследования.
ООО "БОЛЬШОЙ МИР", не согласившись с тем, что в Реестр не внесены сведения о вышеуказанных маршрутах, на которые у этого общества имеются паспорта автобусных маршрутов, содержащие сведения о регистрационных записях в реестре, формировавшемся в соответствии с Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, указывая, что вследствие этого Минтрансом Крыма незаконно отменены смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций посчитали заявленные требования обоснованными, исходя из того, что у Минтранса Крыма отсутствовали правовые основания для невключения в Реестр смежных межрегиональных маршрутов Республики Крым и г. Севастополя сведений о маршрутах, указанных ООО "БОЛЬШОЙ МИР", отраженных в реестре Министерства транспорта Российской Федерации, содержащихся в представленных ООО "БОЛЬШОЙ МИР" паспортах автобусных маршрутов - документах, в отношении которых не была установлена в предусмотренном законом порядке их недостоверность.
Суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене, исходя из следующего.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 был утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок N 178), предусматривающий процедуру открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка N 178 открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами власти субъектов Российской Федерации.
Порядком N 178 предусмотрена разработка перевозчиком указанных в его пункте 6 документов, предоставление их вместе с документами, указанными в пункте 7 данного правового акта, для проведения экспертизы, при положительном завершении которой документы направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут.
В силу пунктов 8, 9, 10 Порядка N 178 для целей открытия регулярного автобусного маршрута между субъектами требуется получение как согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинает маршрут, так и получение согласования на открытие маршрута от субъекта Российской Федерации (отражаемого в паспорте маршрута), на территории которого будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
В силу пункта 16 Порядка N 178 Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Положения Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 действовали, согласно пункту 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19.10.2015 N 309, до дня вступления в силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), то есть до 11.01.2016 ( что предусмотрено частью 2 статьи 42 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 Закона N 220-ФЗ с 11.01.2016 вступила в силу не только статья 4, но и в том числе и его статья 13, предусматривающая, что смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту, а также предусматривающая необходимость заключения соглашения об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит соответствующий маршрут (части 1 и 2 статьи 13).
Законом N 220-ФЗ также определены переходные положения, связанные с установлением достаточного по времени переходного периода, необходимого перевозчикам для организации своей деятельности в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми Законом N 220-ФЗ к перевозкам наземным транспортом. В частности, данные переходные положения предусмотрели обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые после дня официального опубликования данного Федерального закона, то есть после 14.07.2015, осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии, в том числе с выданными им паспортами маршрутов регулярных перевозок, представить сведения о данных маршрутах регулярных перевозок в компетентные на ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок органы власти (часть 1 статьи 39), которые должны организовать проверку данных сведений, разрешив вопрос о включении или об отказе во включении этих сведений в соответствующие реестры, а также разместить необходимую информацию на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1 и 2 статьи 39).
В соответствии с заключенным между Минтрансом Крыма и Департаментом городского хозяйства г. Севастополя Соглашением об организации регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем от 15.07.2016 N 1 (далее - Соглашение от 15.07.2016 N 1) ведение Реестра смежных межрегиональных маршрутов Республики Крым и г. Севастополя было возложено на Минтранс Крыма (пункт 5.1). Положениями пунктов 9.1 - 9.4 Соглашения от 15.07.2016 N 1 были предусмотрены: сбор, анализ и обобщение сведений о юридических лицах, осуществлявших после официального опубликования Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии, в том числе с выданными им паспортами маршрутов регулярных перевозок, и сверка этих сведений с соответствующим реестром по состоянию на 20.12.2015, размещенным на сайте Министерства транспорта Российской Федерации; направление сведений полномочным органом г. Севастополя о перечнях смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, начальные остановочные пункты которых расположены на территории г. Севастополя в полномочный орган Республики Крым и включение последним таких сведений в Реестр смежных межрегиональных маршрутов Республики Крым и г. Севастополя либо отказ во включении этих сведений в данный реестр.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что вышеуказанные паспорта автобусных маршрутов, предъявляемые обществом как основания для осуществления перевозок и включения соответствующих сведений в Реестр, оформлены после вступления в силу Закона N 220-ФЗ, но до вступления в силу положений его статей 4, 13.
В силу положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ, пунктов 9.1 - 9.4 Соглашения от 15.07.2016 N 1 в Реестр подлежат внесению сведения об осуществляемых на законных основаниях перевозках юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по ранее установленным маршрутам между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем.
Минтранс Крыма как до возникновения спора в суде, так и в ходе судебного разбирательства по настоящему делу последовательно утверждал, что им не согласовывалось открытие вышеуказанных маршрутов ООО "БОЛЬШОЙ МИР". В ходе проверочных мероприятий до возбуждения уголовного дела в мае 2016 года были установлены признаки подделки вышеуказанных паспортов автобусных маршрутов, в связи с чем и было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как момент направления обращения в ноябре 2016 года Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя в адрес Минтранса Крыма по вопросу включения в Реестр сведений относительно указанных ООО "БОЛЬШОЙ МИР" маршрутов, так и на момент подачи в октябре 2018 года обществом в министерство заявления о включении в Реестр сведений об указанных им маршрутах, у Минтранса Крыма имелись законные основания поставить под сомнение достоверность таких сведений и не включать их в Реестр.
Само по себе то, что возбужденное в мае 2016 года уголовное дело N 2016038012 было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, не давало повода для вывода о том, что у Минтранса Крыма отпали основания ставить под сомнение достоверность представленных ООО "БОЛЬШОЙ МИР" паспортов автобусных маршрутов.
Судами не учтено, что предусмотренный пунктом 16 Порядка N 178 реестр имеет учетный характер, тогда как подтверждением согласования маршрута между субъектами, а значит и легальности его открытия, является паспорт маршрута.
Судами также не учтено, что Закон N 220-ФЗ принят, в том числе в целях обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации, необходимым условием которой является легальность осуществляемых перевозок.
В данном случае не опровергнуты приводимые со стороны Минтранса Крыма доводы о том, что им согласование открытия указанных ООО "БОЛЬШОЙ МИР" маршрутов не производилось, а паспорта автобусных маршрутов являются поддельными. Указанным обществом не были представлены в суд доказательства получения на всех этапах процедуры, предусмотренной Порядком N 178, разрешительной документации на открытие вышеуказанных маршрутов, которые бы могли подтвердить, что перевозки по вышеуказанным маршрутам им осуществлялись на законных основаниях. Применительно к установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим отношения сторон, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
С учетом изложенного, состоявшиеся судебные акты не могут быть признаны соответствующими закону и подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 июня 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2019 года по делу N А83-19277/2018 отменить, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "БОЛЬШОЙ МИР" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.