г. Калуга |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А35-6998/2018 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Бутченко Ю.В. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Щигровского акционерного общества "ГЕОМАШ" (306530, Курская область, г. Щигры, ул. Красная, д. 54, ОГРН 1024600840153, ИНН 4628000962) |
Кресс О.И. - представителя (дов. от 14.08.2018 б/н, пост.) |
от межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Курской области (306530, Курская область, г. Щигры, ул. Большевиков, д. 35, ОГРН 1044633003161, ИНН 4628004935)
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (305048, г. Курск, пр-д Сергеева, д. 10, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) |
Винокуровой Н.А. - представителя (дов. от 23.12.2019 N 05-37/13581 пост., диплом)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Щигровского акционерного общества "ГЕОМАШ" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А35-6998/2018,
УСТАНОВИЛ:
Щигровское акционерное общество "ГЕОМАШ" (далее - АО "ГЕОМАШ", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.06.2018 N 8440 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.02.2019 заявленное требование удовлетворено частично. Решение налогового органа от 19.06.2018 N 8440 признано недействительным в части привлечения АО "ГЕОМАШ" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 15 950 руб. 65 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, как принятые с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:33:10108:427 (далее - спорный земельный участок), по результатам которой составлен акт от 04.05.2018 N 9696 и принято решение от 19.06.2018 N 8440, которым АО "ГЕОМАШ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа за неполную уплату земельного налога в размере 31 901 руб. 30 коп., а также обществу доначислен земельный налог в размере 319 013 руб. и пени по указанному налогу в размере 10 391 руб. 85 коп.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о занижении исчисленной обществом к уплате суммы земельного налога, поскольку сумма налога исчислена налогоплательщиком, исходя из кадастровой стоимости равной 39 971 721 руб., тогда как в проверяемом налоговом периоде кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", составила 61 239 252 руб.
Решением инспекции от 26.06.2018 N 06-26/07689 в решение от 19.06.2018 N 8440 внесены изменения, размер назначенного обществу штраф снижен до 15 950 руб. 65 коп.
Решением Управления ФНС России по Курской области от 26.07.2018 N 270 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции, с учетом изменений, внесенных решением от 26.06.2018 N 06-26/07689, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая спор и частично отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у налогового органа достаточных правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2017 год в размере 319 013 руб., а также соответствующих сумм пени.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (статья 393 НК РФ).
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положения, предусмотренные статьей 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).
Таким образом, для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода, определяемого с учетом правил, изложенных в статье 5 НК РФ и части 4 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Как установлено судами и следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка в 2012 году установлена постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждений результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" в размере 61 239 252 руб., а в 2016 году - уменьшена до 39 971 721 руб. постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области", которое опубликовано 09.12.2016 в газете "Курская правда", вступило в законную силу с 09.01.2017 и подлежало применению в целях налогообложения только с 01.01.2018.
Вместе с тем, АО "ГЕОМАШ" при определении налоговой базы в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога за 2017 год применена кадастровая стоимость в размере 39 971 721 руб., утвержденная постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области", что обществом и не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии у налогового органа достаточных правовых оснований для доначисления обществу земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2017 год в размере 319 013 руб. и соответствующих сумм пени.
Довод АО "ГЕОМАШ" о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена им на основании достоверных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01.01.2017, был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и принят во внимание при решении спора в части привлечения общества к налоговой ответственности.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней, не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При обращении с кассационной жалобой обществом по платежному поручению от 22.11.2019 N 4196 оплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., то есть в размере большем, чем предусмотрено статьей 333.21 НК РФ, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату налогоплательщику.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А35-6998/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Щигровского акционерного общества "ГЕОМАШ" - без удовлетворения.
Возвратить Щигровскому акционерному обществу "ГЕОМАШ" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 22.11.2019 N 4196 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения, предусмотренные статьей 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).
Таким образом, для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода, определяемого с учетом правил, изложенных в статье 5 НК РФ и части 4 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2020 г. N Ф10-6351/19 по делу N А35-6998/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6351/19
23.10.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2229/19
21.02.2019 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6998/18
23.08.2018 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-6998/18
20.08.2018 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-6998/18